blau_kraehe (blau_kraehe) wrote,
blau_kraehe
blau_kraehe

Женское движение?

Вот тут Наташа Холмогорова написала, как всегда, умно и логично, о женском движении. В принципе, конечно, в политические дискуссии мы с ней никогда не вступаем, и причина этого понятна (а кому не понятна - пардон, объяснять не хочу). Но в данной ситуации nataly_hill выступает не как националистка (хотя уши мировоззрения, понятно, все равно торчат), а как женщина, которая обеспокоена правами и положением женщин. В этом смысле уместно будет написать ответ. Скажу сразу - это не критика или возражение, а скорее продолжение в рамках конструктивной дискуссии (насколько она возможна).

Критику феминизма я, пардон, опять же, пропущу - о моей позиции по этому поводу уже говорилось, и не раз.

В статье выстраивается некая иерархия женских проблем: убийства, угроза здоровью и жизни, женское рабство, специфические проблемы женщин-заключенных, экономические проблемы, и наконец, пресловутый сексизм.
Эта иерархия выглядит совершенно логично и правильно. С точки зрения отдельного конкретного человека действительно наихудшее, что может случиться - это убийство, далее причинение вреда здоровью, попадание в тюрьму, затем экономические трудности и наконец собственно говоря, проблемы психологические. Наталья правильно оговаривается,что возможно, психологические проблемы как раз более тяжелы, чем остальные (и это справедливо - ведь к самоубийству, например, приводят именно они, уже не говоря об экономическом проигрыше), но эта область слишком мало изучена, и непонятно, как на нее воздействовать общественными методами. Методы собственно феминизма - высмеивание и стремление к запрету сексистских высказываний и т.д. - работают очень слабо, если вообще работают.

То есть иерархия такая есть. Но возникает вопрос: а что с ней будет делать это гипотетическое женское движение?
Ну вот как "бороться с убийствами женщин"? Решительно высказать свое "фи" радикальному исламу, что ли? Или домашнему насилию? Так это "фи" уже вполне высказывает феминизм (а радикальному исламу - радикальные же нацики всех сортов). У нас вот в соседнем городе недавно была большая феминистская акция против домашнего насилия (и такие акции проводятся регулярно) - типа, выходят женщины на улицу, стоят с плакатиками. Домашние насильники живо устыдились, ага. А их жертвы разом осознали, что оказывается, то, что их пинают порой в живот ногой - это ненормально. и они живут в ситуации насилия. И главное - обрели путь, как из этого положения выбраться!

  Создавать убежища для жертв? Дело хорошее, правильное, и с этим уже вполне справляется существующий феминизм и различные женские инициативы вкупе с буржуазным государством. Правда, насилия все равно меньше почему-то не становится.
Вообще вдумайтесь, если женщина дома подвергается насилию - она должна взять ни в чем не повинных детей и уйти с ними жить фактически в тюремные условия, на койку в крошечной комнате, без средств и какого-либо комфорта. Во всем подчиняясь незнакомым дамам, которые ей теперь будут "помогать". И то только ограниченное время - а потом она должна будет переселиться куда-то в неизвестность. А преступник будет продолжать жить в уютной квартире или собственном доме и пользоваться всеми накопленными совместно благами. Наказание его, увы, не постигнет, в худшем случае это будет штраф, в самом ужасном (если женщина уже инвалидность получила) - условный срок.
Сама-то женщина готова бежать куда угодно, но устраивать такое детям? Да, многие предпочтут потерпеть побои, издевательства и даже рискнуть жизнью.
Но в общем я не спорю, что убежища нужны все равно, кто-то же в них спасается, и то хорошо.
Но у новорожденного политического движения средств на это все равно нет.

То есть получается, что борьба с наиболее страшными (действительно) проявлениями действительности в адрес женщин опять сводится к:
- Стояниям с плакатиками.
- Выходам на улицу.
- Статьям в СМИ и соцсетях.
- Точечной адресной юридической и/или материальной помощи с мощным самопиаром (мы молодцы! Мы помогли Оле Сидоровой!)
Все это - разного рода обращение к власти буржуазного государства: обратите внимание! Смотрите, как все плохо! Сделайте что-нибудь, чтобы это исправить!

Я не говорю, что это не нужно и плохо. Это правильно. НО! Для чего тогда нужно какое-то новое женское движение? Ведь как ни странно, но и это уже делают феминистки. Может быть, Наталья не совсем в курсе, но и в РФ проводятся акции против домашнего насилия, стояние с плакатиками, феминистки выходят колоннами на разные мероприятия, пишутся на эту тему статьи, а точечной помощью тоже занимаются в существующих (конечно, не по всей стране, но тем не менее) женских иинициативах, в домах-убежищах и т.п.
То есть это все УЖЕ ЕСТЬ. Неплохо было бы все это объединить, конечно, собрать ресурсы в одном месте, потребовать больше помощи от государства. Я совершенно искренне говорю - это было бы неплохо. Непонятно только, как.

А что же тогда? Что же "предлагаю", собственно, я? (в кавычках, потому что в реальности у меня нет возможности кому-то что-то предлагать).
Почему коммунисты из перечисленных Натальей потребностей и проблем вытягивают за хвост именно экономическую? Не самую, казалось бы, тяжелую. И уныло, грустно долбят одно и то же:
- Женщины массово занимаются бесплатным или почти бесплатным, неуважаемым, но общественно необходимым трудом по семейному уходу (уход за детьми, инвалидами, старыми людьми, сопутствующий этому труд по хозяйству). Неважно, тяжел этот труд или легок, важно то, что он есть в наличии и занимает от 20 до чуть ли не 150 часов рабочего времени в неделю (в зависимости от). Но даже если он занимает 20 часов в неделю, он есть в наличии, и в это время женщина не может ни зарабатывать деньги, ни отдыхать, ни заниматься собой.
- Женщины являются товаром на рынке сексуальных услуг.

И хотя заниматься бесплатным трудом и даже быть товаром - это лучше, чем быть, например, вообще убитой - но продолжают тупо твердить одно и то же?

Ну это потому, что мы материалистически видим ход общественных процессов. Этот ход определяется материальными факторами: наличием определенных производительных сил (технологий, орудий производства) и производственных же отношений. Трудовых отношений, экономических. И вот если рассмотреть эти отношения между группами "мужчины" и "женщины", то бросается в глаза именно вышеперечисленное. Хотя не каждая отдельная женщина, разумеется, все это делает, и не каждый мужчина этим пользуется.
А уже из этих отношений вытекает все остальное - и "более легкое", и "более тяжелое". Например, домашнее насилие именно и совершается во многом для того, чтобы заставить женщин безропотно заниматься упомянутым трудом (утонченность этого насилия меняется в зависимости от утонченности натур супругов, но суть остается прежней). Убийства - это крайняя степень семейного насилия. Убийства и изнасилования, происходящие "просто на улице" - исходят из той же идеи, что женщина слаба, что нападение на женщину в общем-то оправданно и нормально (хотя это совершают уже асоциалы, социальные личности делают то же самое в спокойной обстановке, дома, где их никто не осудит).
Доказать это просто: мы прекрасно видим, что женщина независимая, зарабатывающая себе на жизнь, не имеющая детей (которые сами по себе - фактор зависимости) и не испытывает подобных проблем в своей семье и дома. Все! Достаточно избавиться от материальной зависимости - и можно прекрасно выкинуть из своей жизни как насильников и потенциальных убийц, как желающих продать тебя в качестве товара. так и просто сексистов.

Правда, такая женщина продолжает испытывать проблемы на рабочем месте - но это опять проблемы экономические, и частично они вытекают из того же факта, что другие женщины массово выполняют бесплатную работу, и значит, она "тоже должна". И она продолжает испытывать проблемы  на улице, но и они истекают из того убеждения, что секс - это товар, а раз у меня нет денег, почему бы не взять бабу бесплатно.

Менять производственные отношения можно только одним способом: изменить отношения собственности в обществе. Собственности на средства производства.

Буржуазные политические движения (а и феминизм, и национализм, и различные левые - это именно буржуазные движения) - они так и  называются потому, что это - их мир. Они хотят сохранения существующего порядка вещей. Для них этот порядок нормален в целом. "Бизнес" - это святое. Частная собственность - это "свобода". Демократия - это когда у власти находятся демократы, избранные под наблюдением демократических же наблюдателей раз в 4 года. И в рамках всего этого можно еще побороться за то, чтобы этот неплохой мир стал еще лучше: женщин чтобы обижали поменьше там... Они верят, что это их мир, и что они вот этот мир могут поменять в желаемую для себя сторону. "Надо тем дать больше прав" - "но при этом не забывать и о правах этих!" Как будто кто-то их спрашивает, кому они "дадут" права! Как будто они сидят в правительстве и что-то решают! Или планируют в правительстве оказаться.

Мне же, как и другим коммунистам, представляется, что мир с частной собственностью на средства производства должен быть изменен радикально. Этой собственности быть не должно вообще. Сейчас это звучит так же смешно, как рассуждения тех, кто собирается кому-то "дать или не дать" права. У нас нет ресурсов, чтобы осуществить даже самый слабый наезд на капиталистов. Но по теории и по видимым проявлениям капитализм и сам успешно движется к пропасти, где неизбежно самоуничтожится. Важно, чтобы пролетариат в этот момент успел перехватить власть.
И вот в рамках этого движения - как смешного и маленького, которое существует сейчас, так и мощного грядущего - необходимо также и женское движение. Оно не должно вступать в противоречие с марксистской теорией и практикой партии - но оно и не вступает! При всех  недостатках и отклонениях марксисты всегда занимались также и вопросом освобождения женщин, и продолжают заниматься этим и сейчас. Но необходимы сильные женщины в движении, с одной стороны, владеющие теорией, с другой - знающие эти проблемы на практике, лучше всего - на собственной шкуре.
Сейчас же женскому движению в рамках коммунистического необходимо заниматься, например, профсоюзной борьбой за права трудящихся женщин. Так, чтобы эти женщины обретали организованность и силу. Вот, например, есть проблема с организацией труда беременных женщин - даже самые "святые бизнесмены" вовсе не собираются беспокоиться о вынашивании чужих детей. Вот этой проблемой можно заниматься через профсоюз (вспомнила, потому, что это сейчас для меня актуально - нет, беременна не я :) Но занимаюсь).
Возможно, все это звучит для многих  - пока - слишком отвлеченно. Но для меня за этим стоят вполне конкретные дела.
Задачи, которые ставят себе коммунисты, намного, намного больше и шире, чем "попасть в правительство", "улучшить положение тех-то" и "помочь тем-то". Скажем так, на данный момент эти задачи кажутся вообще невыполнимыми. Невозможными. Но на самом деле они уже решались, и они будут  решены. И это будет намного прикольнее и интереснее всех этих ваших технологических утопий и антиутопий.
Будьте реалистами - требуйте невозможного!
Tags: женский вопрос
Subscribe
promo blau_kraehe december 15, 2015 18:46 1
Buy for 10 tokens
можно за 10 жетонов
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments