Да не быт, вовсе не он.
Съели - все те же банальные экономические, трудовые отношения, в которые жена и муж вступают после влюбленности и свадьбы. И особенно беременности.
Неравные отношения.
Отношения, в которых один партнер (догадываетесь, какого пола обычно?) выполняет массу бесплатной и незаметной работы, а второй - НЕ выполняет. Работы - по уходу. И не надо говорить о пылесосах, памперсах и стиральных машинах. Все это облегчает работу физически, да, но практически никак (или мало) не сокращает время на ее выполнение. За ребенком в памперсах точно так же нужно следить 24 часа в сутки, как и за ребенком без памперсов. Только когда наши дети были еще без памперсов, мы параллельно уходу за ребенком (поглядывая одним глазом за ребенком, который лежит в кроватке или играет в коляске) еще стирали быстренько пеленки в тазике. Да, с памперсами физически легче и лучше обеспечивается присмотр за ребенком. Но время уходит - то же самое. абсолютно. Ребенка нельзя оставить и куда-то пойти, чем-то заняться для себя. Это работа.
Второй супруг в этой ситуации, как считается, выполняет роль нанимателя. Он оплачивает работу по уходу теми деньгами, которые у него имеются в наличии. Ну или считается, что оплачивает. Называется это красиво - "добытчик", "обеспечивает семью", "содержит свою жену и детей". Но жена - не содержанка, это оскорбительно. Она в этой ситуации выполняет полезную и нелегкую работу по семейному уходу, а он - эту работу оплачивает. Или - считается, что как бы должен оплачивать.
И вот из этого растут в общем-то абсолютно все семейные конфликты (не, ну они могут быть и другими, но корень, экономический - здесь). Это конфликт между трудящейся женщиной и тем, кто пользуется ее трудом. И неважно здесь, откуда он берет деньги, важно, что они у него есть, и он может "нанять" кого-то для ухода за собой и детьми.
Варианты таких конфликтов разнообразны:
- Мужчина действительно один в семье зарабатывает деньги. Или жена зарабатывает тоже, но очень мало. В этой ситуации он ведет себя как барин и "работодатель". а она - как нормальный нанятый работник; начинаются конфликты по поводу уровня "заработной платы", обеспечения, гарантий. Он хочет, чтобы она работала больше и потребляла меньше, она - наоборот. Нормальная модель классового конфликта.
И нет, даже если жена нигде не работает вне дома (что бывает редко) - это не "честное распределение труда". Капиталист тоже может работать, не вопрос, он тоже следит за биржевыми сводками и даже лично руководит фирмой - но он капиталист и присваивает труд других людей. Так же и мужчина в этой ситуации присваивает бесплатный труд женщины. Кроме того, зарабатывая деньги вне дома, он еще зарабатывает свою социализацию, опыт, карьеру, положение в обществе, социальные гарантии - а она всего этого лишается.
В любом случае это классовый конфликт между работником и его нанимателем. Добром это не кончается. Жена начинает искать более подходящего "работодателя" (другой может предложить лучшие условия), вообще старается уйти от зависимости и самой зарабатывать; либо "работодатель" окончательно оскотинивается и переходит к жесткому насилию, либо он решает "нанять" кого-то другого.
- Если мужчина вообще и не платит за все это, а зарабатывает столько же или меньше, чем жена, то рано или поздно она обязательно задаст вопрос - а зачем ей такой "работодатель"? Зачем ей некто, которого нужно обслуживать и в одиночку растить его детей - просто для мебели? Для понтов "у меня есть муж"? Кстати. не такой уж редкий вариант в России. Но в этом случае от "мужика в доме" требуется хотя бы соблюдать элементарные приличия - не изменять и не вести себя совсем уж нагло.
То есть семью убивает не что-либо иное, как сама вот эта патриархальная установка "жена работает дома и создает уют, воспитывает детей, муж - добытчик".
Вот именно это обязательно, с гарантией приводит к какому-либо варианту конфликта "как же ты мне, Люся (Вася) надоел(а)".
Сейчас, я понимаю, уже многие готовятся писать гневные комменты "но ведь не у всех же так!"
Да, не у всех.
Соглашусь.
Я видела некоторое число удачных, хороших семей, с любовью и прекрасными отношениями. Вообще без всякой скрытой горечи, без стремления провести время подальше друг от друга, без взаимных подколок.
Так вот, ВСЕ эти случаи объединяет одно: там муж вкладывается в работу по семейному уходу точно так же, как и жена. Я говорю не о "моральном" вкладывании, не об "интересе" , не о "стратегическом руководстве" и не о материальном обеспечении. А именно о выполняемом объеме физической работы: поиграть с детьми, отвезти их в разные места, сводить к врачу, позаниматься чтением, погулять, постирать, убрать, приготовить. Встречаются даже мужчины, которые искренне считают уборку и порядок в доме собственной сферой ответственности (разделяемой, конечно, с женой, но все-таки собственной). В крайнем случае - это разделение труда в деревенском быте. когда мужчина выполняет массу тяжелых физически домашних работ (огород, скотина, починка, дрова, заготовка кормов и т.д.), а женщина - более легких, вроде уборки и готовки (но и тут не должно быть железной границы).
Главное в этих ситуациях то, что работа по семейному уходу - дом и дети - общее дело.
Не ситуация "он нанял ее и платит ей, "содержит", чтобы она все это выполняла", а ситуация общего труда, коллективного, так сказать, подряда.
Понятно, что при этом жена обычно работает вне дома наравне с мужем, за исключением ситуаций с совсем крошечными детьми, когда она вкладывается еще и физиологически. Заработанные деньги не считаются чьей-то отдельной собственностью и "моей добычей", а просто идут в общий бюджет.
И вот в этой ситуации и любовь никуда не девается, и легко сохраняется на много лет, и взаимной горечи нет, и претензии не накапливаются.
Что как бы совершенно понятно, если взглянуть на ситуацию с точки зрения трудовых отношений.
Но правда, с точки зрения МД-активиста такие мужья, вероятно - "подкаблучники" и "подчиняются жене". Как же - ведь они добровольно выполняют "женскую работу"! А правильный мужчина - это тот, кто найдет дурочку, согласную на него работать за "содержание", причем весьма скромное, и не роптать.
Вот такие они, эти МД-активисты.
Journal information