blau_kraehe (blau_kraehe) wrote,
blau_kraehe
blau_kraehe

Category:

О литературе

Литература - это не совокупность всего написанного и даже напечатанного. Литература - это то, что данная нация, данное поколение может и хочет сообщить миру и потомкам.
Жанры - ерунда, это условное деление.
Гораздо важнее, что именно из написанного - литература, а что - нет. Графоманство - обидное и клеймящее слово, в немецком принято говорить - хобби-автор. В самом деле, нет ничего плохого, в том, что человек пишет в качестве хобби. Почему хобби  - разводить рыбок, заниматься спортом или музыкой - это нормально, а писать - это пошлое, неприятное, всем ненавистное графоманство? Это глупо. Писать - фанфики, рассказы, романы - это прекрасно, развивает мышление и фантазию, отвлекает от наркотиков и мыслей о самоубийстве, способствует общению и так далее.
Но вот где тут именно хобби-авторство, а где - литература? Кто это определяет и как?

Есть три подхода к такому определению: экспертный, рыночный и тусовочныый.

1. Экспертный подход: выделяется группа экспертов, которая обладает хорошим образованием в данной области, общим вкусом, каждый член этой группы может выдавать верифицируемые заключения о качестве произведений - верифицируемые в смысле, что как правило, в 99% случаев и все остальные члены экспертного сообщества подтвердят эту оценку. Да, остается один процент спорных произведений, но в отношении всех остальных эксперты способны вынести компетентные суждения.
Это как официальная экспертная группа - ведущие редакторы (редакторы ведущих издательств), Союз Писателей, так и возможно, дополнительные неофициальные (скажем, неформальное, но весьма значимое писательское объединение).
Достоинства:
- В печать и к читателю попадают только безусловно грамотные произведения, бред психически нездоровых авторов и сочинения школьников с грамматическими ошибками отсекаются на первом этапе.
- Каждый писатель знает, к чему нужно стремиться и как именно писать, чтобы удовлетворить экспертов. Есть множество образцов. Есть возможность работы над собой.

Недостатки: не учитывается мнение массового читателя (эксперт по определению - читатель немассовый), производится слишком мало литературы "для удовольствия и отдыха", происходит академизация. Слишком необычные, хотя и талантливые, произведения могут быть не приняты.
2. Рыночный подход:
Пропаганда подает его так - читатель голосует рублем, выбирая, таким образом, наиболее интересные, наиболее талантливые произведения. Редакторы учитывают уже известные вкусы читателей и выбирают те произведения, которые читателю наверняка понравятся (и следовательно, будут проданы).
В реальности это могло бы быть так в идеальном сферическом вакууме, где перед каждым читателем разложены на одинаковом расстоянии все написанные произведения и предоставлено право выбора за одну и ту же цену. На самом же деле это издательства диктуют читателю, что ему выбирать - они предлагают ему определенный выбор, набор, с соответствующими ценами, рекламой, маркетинговыми приемами.
Достоинства: честно говоря, не вижу ни одного.
Недостатки: средний читатель не обладает ни художественным вкусом, ни даже грамотностью и не в состоянии реально оценить качество произведения.
Обычно (но не всегда) хорошие и талантливые вещи массовому читателю понравятся.
Но на что он не способен вообще - это отсеивать негодное.
Посмотрим правде в глаза: читателю нравятся стишки к праздникам "Вас сердечно поздравляем, счастья-радости желаем" и Донцова.
А между тем отсеивать плохое - это не менее важно, чем оценить хорошее. Потому что хорошее начинает тонуть в море известной субстанции.
Со временем ситуация становится еще ужаснее, так как "выбранные" таким читателем авторы становятся еще и кем-то вроде экспертов и начинают, скажем, отбирать произведения на конкурсах. Редакторы издательств, ориентирующиеся на вкус читателя (любящего в массе, повторяем, стишки "счастья-радости желаем"), сами становятся экспертной группой. То есть повторяются все недостатки экспертного подхода, но без их достоинств: эксперты отбирают произведения лишь по одному качеству - вот если мы пустим этот роман в этой серии, будут ли его покупать?
Ни о каком "демократическом выборе" здесь речи не идет, так как не затронуты разные таргет-группы (многие вообще исключены из процесса, а для многих, наоборот, создана ниша того, что они "должны" любить - например, "женская литература"). Продаваемость книги зависит от текста гораздо слабее, чем от иллюстраций, положения на полке магазина, соотношения цена/предполагаемая "читабельность", наличия рекламы, затронутой темы (огромные массы книг пишутся под актуальную политическую тему - чеченская война, Украина, всегда актуальны и выигрышны стандартные темы - "про любовь", детектив).
Литература по-прежнему как бы существует, но формируют ее уже не эксперты, а люди с образованием и вкусом менеджера и маркетолога. О качестве такой литературы (о том, что нация говорит вечности) я уж лучше помолчу.
3. Тусовочный подход. В особенности распространился в связи с существованием интернета. Литературы не существует вообще. Общество ничего не хочет сказать вечности. так как общества нет. Есть масса маленьких группок и группочек, внутри каждой из которых есть своя "литературка". Среди толкиенистов почитают таких-то фанфикеров, среди любителей Роулинг - других. Все равны, все одинаковы: полноценный романист и школьник, пишущий с грамматическими ошибками в каждом предложении. Мнения литературоведа и учащегося ПТУ одинаково ценны.

Достоинства: демократичность. Доступность творчества, отсутствие сложных иерархий и расставленных пальцев: я писатель, а ты кто ваще?

Недостатки: Литературы при таком подходе не появляется в принципе. Нация ничего вечности не говорит. Да и само общество уже не существует.

Хотя собственно говоря, и само чтение как занятие постепенно отмирает. Правда, в России с этим пока получше, что  радует. Но и там процесс идет. И это крайне печально. Потому что чтение развивает способности к коммуникации во второй сигнальной системе - а все остальное, включая даже интеллектуальные фильмы и компьютерные игры - ориентировано на первую. Без вербального мышления мир превращается в мир идиотов.
Что на самом деле куда страшнее, чем исчезновение Литературы.
Tags: общество, про книжки
Subscribe
promo blau_kraehe december 15, 2015 18:46 1
Buy for 10 tokens
можно за 10 жетонов
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments