blau_kraehe (blau_kraehe) wrote,
blau_kraehe
blau_kraehe

Category:

В порядке бреда-2.

Если отбросить материалистические (совершенно правильные) теории и посмотреть на общество с другой стороны, то получится, что
а. Общество остро нуждается, оно вообще не может существовать без некоей идеи объединения. На любой основе. Радикально-либеральное "общества не существует", "общество состоит из маленьких группок", "никто никому ничего не должен" и прочее прославление Индивида Отдельного - не работало в реале даже у австралопитеков. Мы в природе вообще можем выжить только совместно, в этом наша, гомо сапиенс, сила, а иначе нам кранты.
В то же время люди друг друга переносят с трудом, скажем так, не любят люди друг друга и охотно причиняют друг другу всякие неприятности либо избегают других. Но в какие-то моменты и к каким-то отдельным людям они все же относятся с приязнью, однако если рассчитывать на эти моменты - далеко не уедешь. Нам надо как-то всем друг друга терпеть. Для этого и нужна объединительная идея, в маленькой группе в общем-то нет - там хватит понимания того, что иначе не выжить. А в обществе - уже обязательно.

б. До сих пор объединительная идея у всех обществ была крайне простая: это МЫ, а МЫ - это СВОИ, а все остальные - это ЧУЖИЕ. Всех чужих следует опасаться, всех своих следует защищать. Это националистическая идея, но существовала она задолго до всяких наций.

в. Начиная с определенного момента, появляются религиозные объединительные идеи. В них впервые высказывается такое предположение: СВОИ - это не те, кто вот рядом вырос, похож на тебя внешне, а те, кто придерживается той же религиозной идеи и служит тем же богам, что и ты. Хотя у него может быть совершенно другой цвет кожи и вообще.
Короче говоря, объединение не по признаку рождения, а согласно морально-этическому выбору.
Но это были только умозрительные идеи. Поскольку материальное - уклад жизни и быт - никак от религии не менялся - абсолютно все религиозные сообщества быстро деградировали к ситуации "СВОИ - ЧУЖИЕ". Поскольку все СВОИ начинали придерживаться одной и той же религии предков, а все чужие - другой; никакой разницы между этой как бы религиозной идеей и первичной-националистической больше не было.

г. И лишь значительно позже возникла идея сортировки людей не по признаку "свои-чужие", а по признаку образа жизни, из которого вытекает определенная мораль. (Чтобы было яснее - я имею в виду классовую теорию; отношение к средствам производства, собственности, и вытекающую из этого классовую мораль).
Беда в том, что мораль из образа жизни вытекает не всегда прямо и непосредственно. Здесь можно говорить лишь о статистике, о большинстве - да и то не всегда, ведь большинству легко, например, навешать лапши на уши и внедрить в него собственную мораль.
Но тем не менее, все равно, в полусветлом будущем, если оно состоится, так или иначе, националистический отбор должна заменить идея отбора по моральным качествам. Это уже давно назревшая необходимость. Националистический подход заимствован из мира животных, он "естественный", и потому наименее подобает человеку (с), а главное - он приводит к постоянной междоусобной грызне, которая становится все опаснее и опаснее для нашего вида. Если мы хотим эволюционировать, пора отказаться от борьбы обезьяньих стаи.

Причем на самом деле националистический подход очень многим кажется более "моральным".
Ведь это не обязательно "отбор по крови" (чисто нацистскую идею "крови" мы вроде бы уже массово осудили). Это может быть "американская идея" или любая традиционная идея (СССР в изображении Кара-Мурзы, например). Посмотрите американские фильмы: бездомный пьяница, нищий негр, преуспевающий адвокат, патриотический офицер или хиппи-пацифист - все это совершенно разные люди, с разным образом жизни и идеями, но все это СВОИ. Их. Американцы. "Все это Америка". И они ее любят (и убеждают всех, что ее надо любить, даже вопреки собственным националистическим чувствам к НАШИМ своим - ИХ свои лучше, чем наши).
В изображении Кара-Мурзы и других традиционалистов СССР представлял собой что-то подобное - каждый чем-то ценен и хорош. Но советская идея - противоположность этого подхода. Нет, не каждый хорош. Есть враги (со временем эта мысль совершенно исчезла, а потом вместе с ней и весь Советский Союз). Есть просто плохие люди, "не наши". Советское искусство строго оценочно, начиная с мультиков и детских стишков: что такое хорошо, и что такое плохо. В мультиках "плохих" часто перевоспитывали. Во взрослых фильмах и книгах их убивали, предварительно показав, что они того заслуживают, или изображали комичными, вроде жулика Папанова: "Спокойно! Сядем усе!"

То есть советские люди - это не "все" наши, это только те, кто честно трудится и живет согласно общим социалистическим правилам. А еще раньше, в раннесоветское время, противоречие между "хорошими" и "плохими" было еще более заострено.

Причем, что интересно, сейчас среднему человеку националистический подход кажется более правильным и даже более "моральным". Потому что при таком подходе "любят" всех, независимо от моральных и человеческих качеств, достижений и т.д. Это такой идеал материнской любви в раннем детстве. Перенесенный на "родину-мать". "Свои" любят тебя просто так, за то, что ты - часть их семьи, нация - за то, что ты часть нации. И даже если тебя не особенно любят, то по крайней мере защитят. В стае обезьян любая омега пользуется защитой со стороны других, если напал хищник - хотя эти другие могут в другое время омегу и поколачивать. В общем, чувство принадлежности, не основанное ни на каких собственных усилиях.

А тут предлагают как-то оценивать людей и делить их на категории! Что может быть более ужасным?!

Хотя казалось бы, мораль зависит от личного выбора, поэтому классовый подход более гуманен. Рождение же в той или другой нации от личного выбора не зависит. Ну хорошо, если тебе повезло родиться в сильной и доминирующей нации, а если нет?
Но все равно вот такой подход "свои-чужие" кажется более приятным и моральным. "Все русские", "все украинцы", "все немцы"... Если бы мы еще не сталкивались ежечасно с представителями "несвоих" и не вынуждены были жить с ними не только на одной планете - зачастую в одной стране - совсем бы было хорошо.

Я думаю, что будущее за вот этим непривычным, диким поначалу, холодным, жестким, разумным подходом. Да, не все свои - СВОИ. И не все чужие - действительно чужие.
И дело  не в личной приязни и ощущении "ах, мы все свои, господа". Это, кстати, характерно для постсоветской интеллигенции - им все кажется, что национальное ощущение можно заменить ощущением дружеского круга. "Поднявший меч на наш союз..." - гимн этого подхода. Однако в дружеских кругах у них то и дело обнаруживаются змеи и гадюки, ибо природа человеческая неизменна. И в итоге все сводится опять к объединению вокруг некоей нации (но часто уже не своей, а чужой).


В будущем граница ляжет между теми, кто способен ощутить себя частью общества, частью этого мира, считать общественные проблемы - своими личными, действовать вместе с другими (пролетарская мораль) и теми, кто способен лишь заботиться о себе и членах своей семьи (буржуазная мораль).
Естественно, никакого "генетического анализа" и полиции мыслей не будет. Как и в Советском Союзе, за человека все скажут его поступки. Совершил великое открытие, заботясь о личном обогащении? Прекрасно, молодец, спасибо за открытие, вот тебе премия. Стырил при этом себе на дачу государственную установку? Придется посидеть в шарашке, стыдно, не наш человек, о таких сказок не расскажут и песен не споют.

Конечно, это очень оптимистический взгляд на будущее. Дело в том, что в противоположном случае, если мы сохраним и дальше архаическую "любовь к своим" и "ненависть к чужим" - никаких своих ни у кого может уже и не остаться. Да и вообще может не остаться никого.

Tags: в порядке бреда, общество, разные мысли
Subscribe
promo blau_kraehe декабрь 15, 2015 18:46 1
Buy for 10 tokens
можно за 10 жетонов
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 89 comments