Красивый фильм.
Общую идею фильма можно выразить цитатой из "Незнайки на Луне":
"Жулио проявил также заботу о чистоте. -- У вас, голубчик, в этой комнате слишком много скопилось дряни, сказал он однажды Спрутсу. -- Однако убирать здесь не стоит. Мы попросту перейдем в другую комнату, а когда насвиним там, перейдем в третью, потом в четвертую, и так, пока не загадим весь дом, а там видно будет".
В общем, логично: раз на Земле жить уже нельзя, насвинили - надо найти другую планету, которую еще не загадили, и так пока не охватим весь Космос, а там видно будет.
Герой фильма в начале жалуется: мы же по натуре не "управленцы", мы пионеры и первооткрыватели. Вроде как вместо того, чтобы пионерствовать и первооткрывать, косные бюрократы занимаются исключительно "управлением".
Оно и понятно - лихо мчаться по сверкающей кромке черной дыры куда как интереснее, чем чего-то там управлять и организовывать.
Беда в том, что как раз с "управлением" - с организацией общества - у них беда такая, что уже ничто помочь им не может, кроме бегства с планеты. Простая мысль о том, что от себя не убежишь, и на другой планете то же самое начнется заново - в голову никому не приходит. Америкосы же уже достигли высшей точки идеального развития! Лучше жить и лучше управлять обществом невозможно теоретически, "по законам природы". Так что давайте лучше загадим следующую планету.
Фильм очень напомнил мне Кубриковскую "Одиссею 2001".Красота космических пейзажей, головокружительные геометрические формы иных измерений, напряженный драматизм сцен в открытом космосе. Все это уже было - в "Одиссее", и потому вторично. Разве что воспроизведено на другом техническом уровне: у Кубрика не было тех компьютерных мощностей. Картинки не такие красивые.
Но вот именно это сравнение убивает!
Потому что "Одиссея 2001" - это фильм, снятый в 1968-м году! По книге Кларка, написанной еще раньше.
И там у человечества все хорошо: ни у кого не возникает страхов по поводу возможной его гибели. Человечество дружно исследует космос, англоязычные исследователи мило беседуют с русскими космонавтами. Мир, дружба, изобилие и счастье на Земле. Единственное, что осталось - это достичь уровня Сверхчеловека, что и удается герою фильма, хотя и тяжелой ценой.
Это не советские фантасты, это фильм, сделанный на Западе.
Нет, понятно, что в 1968-м году проблем у человечества было выше крыши. Но отчего же тогда на будущее смотрели так оптимистично даже на Западе?
А что с "Интерстелларом" в 2014-м? Судя по продукции Голливуда, все последние годы нас дружно готовят к всеобщей гибели. Этот фильм, как и все другие, предупреждает - песец не за горами. Он придет. Ждите.
Но если очень-очень постараться, путем сверхусилий и практически чуда, может быть, человечество можно будет как-нибудь спасти. Или хотя бы только часть американцев (остальные, собственно, вообще неважны). Человечество висит на волоске. Птички в небе голубом - завтра точно все помрем (с). Но отважный пилот, любящий свою дочь, спасает всю планету, ура! Призом тут является не скачок на новый уровень, как в "Одиссее", не новый прекрасный мир, как у советских фантастов, а... просто выживание. Если мы выживем - это и то уже счастье.
В общем, опять вспоминается:
- Что, Алиса, опять миелофон сперли?
- Все гораздо хуже, ребята! У нас сперли наше будущее!
Напрашивается элементарный вопрос: а зачем же было разрушать прогрессивный строй, который даже при низком еще материальном уровне давал возможность исследовать космос и двигать науку вперед? За которым невольно тянулись и капиталистические страны, получив мотив - победить в конкуренции.
Теперь у них нет совершенно никакой мотивации это делать, прибыли Космос не принесет, да и вообще тут о выживании надо думать, а в реальности поиск других планет для выживания - невозможен, кораблей таких пока не предвидится даже. И наивно думать, что рассказы о героическом прошлом, о миссии "Аполлон" могут такую мотивацию создать.
Journal information