Этот фильм я не видела в детстве, но зато я посмотрела в 1984-м году советский фильм аналогичной тематики "Письма мертвого человека".
Интересно эти фильмы сравнить - сразу видна разница между позднесоветской и амерской пропагандой и мироощущением.
1. Фильм "На следующий день" - строго политический, войну начинает, конечно же, агрессивный СССР (хотя кто выпустил ракеты первым - неясно). Война начинается с вторжения советских войск с территории Гдр в ФРГ. СССР бомбит в ФРГ школы и больницы!
Наглость невероятная, учитывая, что планы по вторжению в ГДР были как раз у ТОЙ стороны, ГДР называли исключительно "зоной", западнонемецкие СМИ непрерывно нагнетали агрессивный тон. А вот советские были куда умереннее, и уж к вторжению в ФРГ никто не призывал точно.
В общем, понятно, что виноваты советские. Хотя люди потом рассуждают и о том, что вот знали же про ракеты, атомное оружие - и никто этим не интересовался.
Уже то, что НСД с таким агрессивным посылом показывали по СОВЕТСКОМУ телевидению - говорит о том, как низко пали наши СМИ в те годы.
Фильм "Письма мертвого человека" с политикой не связан вообще никак. Война начинается по ошибке - птичек там каких-то за ракеты приняли. Никто как бы и не виноват. Никого не обвиняют. Да и непонятно даже, в какой стране все происходит. Строго антивоенный фильм.
2. Страх в ПМЧ в основном связан с "тоталитарными методами спасения". Все в общем-то организовано. Да, не хватает анальгетиков в больнице, но... все снабжены противогазами и ОЗК, без них на улицу не ходят, имеется рационированное питание, вода, жизнь продолжается, люди живут в убежище, питаются за столом, пишут мемуары и культурно рассуждают на философские темы. Все грамотно ведут себя в отношении радиации. Готовятся перейти в более глубокое убежище на консервацию. Видимо, все давно подготовлено и организовано.
Наибольший ужас вызывает жестокость и бесчеловечность этой организованной машины. "Дети принимаются только здоровые и только с родителями" (кстати, нелогично - зачем так уж обязательно нужны родители). Жуть - все должны уйти куда-то под землю на 50 лет "на консервацию".
(Кстати, так на самом деле и было бы. Не знаю насчет консервации, а убежища в СССР были подготовлены очень неплохо, мне там довелось бывать на занятиях в институте. То есть выжить вполне было можно - другой вопрос, как, и хочется ли так выживать).
Страх в НСД - совершенно другой.
Это страх перед анархией и дикостью. Герои фильма - толпа обезумевших обывателей. Они кажутся симпатичными... но в итоге в фильме очень мало положительных героев, сохранивших желание что-то делать для других. Положительный главврач в итоге говорит, что не знает, для чего работает - очевидно, воркоголик и пытается так забыться; потом он теряет работоспособность и бежит на пепелище родного города.
Поразительная наивность массы взрослых, даже образованных людей. Никто толком не знает про поражающие факторы ядерного взрыва, о которых в СССР знал каждый третьеклассник, про радиацию, не знают, как защитить себя (кроме солдата) и что вообще происходит.
Ужас - это первобытные банды, мародерство, изнасилования, убийства, и никакого уважения к чужой собственности! И при всем этом бардаке президент США произносит патетическую речь о том, что "мы не капитулировали и верим в идеалы свободы и демократии", люди воспринимают это как бред; "комиссия сверху" приезжает и раздает крестьянам бредовые инструкции - вот и все участие правительства.
Кстати, и это, вероятно, было бы правдой.
3. НСД - редкий для США фильм-катастрофа, в котором выхода НЕТ. Нет никакого позитива в конце. Я уж думала, что ну вот сейчас эта женщина родит, и типа - новая жизнь, ура, жизнь продолжается. Или еще что-нибудь в этом роде.
Но ничего нет. В конце - два обнявшихся плачущих старика, и все.
ПМЧ - с одной стороны фильм более жуткий, там прямым текстом сказано, что погибло, очевидно, все человечество. Что ядерная зима, что ни о каких растениях больше речи нет, что все континенты молчат.
В НСД это неясно - наоборот, даже в США что-то там еще функционирует, правительство, довольно много людей выжило, и все они свободно бегают по поверхности без защитных средств.
Но зато в ПМЧ в конце появляется некая мистическая надежда. Мистические дети, которые выживут каким-то неизвестным науке способом. Возможно. По крайней мере, такое создается впечатление - что они знают, куда идут.
В общем, оба этих фильма - на самом деле не о ядерной катастрофе, а о тех странах и том времени, когда они были созданы. Как оно обычно и бывает.
Journal information