Оба фильма вполне добротные, один раз посмотреть можно, потраченного времени не жаль.
И оба отличаются тем, что начисто переписали Уэллса, ампутировали основную идею.
Уэллс все-таки написал - и это гениально для того времени - чуть ли не первую (средневековые утопии не в счет) истинно социальную фантастику, социальную антиутопию.
Чем отличается истинная антиутопия от бульварщины? Тем, что ее корни легко увидеть в настоящем. Из настоящего берется важная тенденция, экстраполируется на будущее - оп-ля, антиутопия готова.
Уэллс увидел классы и классовую борьбу, и зрелище это привело его в такой ужас, что классовая борьба у него заканчивается расслоением на элоев и морлоков. Симпатичных, приятных, но абсолютно тупых и безвольных элоев - и отвратительных, но сохранивших интеллект и волю к жизни морлоков. Их можно увидеть в настоящем: класс безмозглых богатеньких пожирателей жизни, не желающих думать ни о чем, кроме потребления - и гигантский, многочисленный класс некрасивых, тупых ватников, умеющих трудиться и готовых на все ради выживания.
Во времена Уэллса это расслоение было еще более наглядным и поражающим.
В обоих фильмах Уэллса колоссально отредактировали. Никаких классов, вы что! Человечество по какой-то неясной причине разделилось на два вида! Ну вот одним нравилось жить так, а другим - эдак, вот и все.
В этой ситуации весь смысл произведения теряется, остается бульварщина - слетал чувак в будущее и посмотрел, как оно все получится.
В обоих фильмах на первый план выдвигаются элои, и вообще создается обычная для Запада дилемма эльфы-орки. Элои (эльфы) там вовсе не безмозглые. В первом фильме их, по Уэллсу, хотя бы кормят и одевают, и они не пытаются жить более осмысленно - но главгер внушает им, что надо бороться против злых орков.
А во втором и вовсе ерунда какая-то. Элои там - нормальный симпатичный, даже воинственный народ, который сам себя обеспечивает, строит, изобретает; морлоки на них только охотятся, ну и следят, чтобы они размножались.
Морлоки же в обоих фильмах абсолютно лишены хоть чего-то позитивного. По Уэллсу они умели обращаться с машинами, поддерживали подземную цивилизацию, откармливали свой "скот" - элоев, и заботились о нем.
В фильмах это просто чудовища, еще более безмозглые, чем элои.
Словом, деградация у создателей фильмов произошла по сравнению с Уэллсом.
Кстати, а какие еще фильмы о будущем вы бы посоветовали посмотреть? "Бегущий человек", In time, Эквилибриум, Панем и еще какие-то уже отсмотрены. Что еще есть интересного?
Journal information