blau_kraehe (blau_kraehe) wrote,
blau_kraehe
blau_kraehe

Category:

Хочу поговорить о приятном. Амару или Третий Апокалипсис.

У меня есть впечатление, что надо поговорить об этой книге.
Причем я не хочу это делать в закрытой группе, так как постоянно с изумлением обнаруживаю, что эту книгу читают и возмущаются совершенно разные люди, включая даже врагов. Обо мне даже уже, оказывается, сплетни на эту тему рассказывают: надо же, Завацкая написала такую фашистскую книгу.

СИ - книга первая. Вернуться домой.
СИ - книга вторая. Мы будем жить.

Здесь в библиотеке есть обе книги в более удобном формате.

Нет, я не хочу доказывать, что это не фашистская дилогия :)
Она в сущности и написана для того, чтобы обсуждали - даже не ее, а проблемы, поднятые в ней, чтобы возмущались и спорили.
Поэтому мне скорее приятно, когда меня за эту книгу ругают. И я думаю, что надо ее уже как-то всерьез обсудить. Собственно, у меня ВКонтактике есть место для обсуждений, есть обсуждение и на СИ, но я больше люблю ЖЖ, и потом мне самой хочется на эту тему высказаться.

Неоднократно говорилось мной: книга эта этически не безупречна.
Почему?

Заблуждаются те, кто обвиняет амару в каких бы то ни было неэтичных действиях. Это не так, и с этим я всегда буду спорить. Действия амару во всем соответствуют требованиям этики, даже действия Анквиллы.

- Нет, амару не развязывают третью мировую войну.
    Как и коммунисты, они ее предвидят. У них на этот счет другая теория - но их теория тоже предсказывает большую войну, которая и происходит, собственно. Амару в этой ситуации стараются выжить и извлечь для себя пользу. Для тех, кто читает невнимательно - первичный план хальтаяты предполагал десятилетия мирного развития и "вживания" в мир.
- Нет, амару не стремятся истребить другой вид или превратить урку в собственных рабов.
    - Рабы им совершенно без надобности, учитывая уровень техники и бытовую непритязательность. Их экономика вообще с самого начала была построена так, что угнетать кого-то не нужно: угнетение следует из частной собственности, а у амару ее не было никогда.
- Нет, амару не превратили в рабов урку в поселениях.
    - В поселениях (марках) ведется экспериментальная работа по отработке социологических моделей - как будет построено взаимодействие с миром урку после хальтаяты (отделения)? Уроки для детей имеют чисто воспитательное значение для них же: дети-амару неизбежно проигрывают в общении с детьми-урку, уступают, могут подвергаться моббингу; поэтому их учат жить рядом с самоуверенными борцами за иерархию и даже командовать ими. Социальная структура в марке демократически определяется самими урку, живущими там. Среди урку много образованных людей, с навыками управления. Жители марки не создают материальных ценностей для имата и не оказывают услуги - все работы в марке связаны со строительством и производством для самих же урку.
- А почему амару стараются спасти себя, а не помочь всем людям?
    - Потому что они осознали себя как отдельный вид. Естественно сначала помочь себе. а потом - другим. Мы, люди, в первую очередь       стараемся помогать людям, затем - кошкам и собакам, а затем - диким животным. Мать надевает в самолете кислородную маску сначала себе, потом ребенку. Амару считают, что их выживание и достижение высокого развития - это залог дальнейшей помощи урку, вообще многие амару воспринимают психологию урку как трагедию, возможно, в будущем научными методами удастся изменить этот разумный, но не социальный вид.
- Но все-таки, неужели действия Анквиллы во всем этичны? Обман, подстава собственного внука, манипуляция общественным мнением, убийства...
        - Да. Анквилла - представитель, как мы говорим, спецслужб. Кто-то должен выполнять грязную работу, по крайней мере, до тех пор, пока в мире правят урку. Невозможно бороться против урку исключительно путем проповедей и личной святости - это проверено на опыте.
При этом подлостей он не совершает, не делает ничего лишнего, не делает ничего ради собственного самоутверждения, и главное - он эффективен. По сути он тихонько, стоя за кулисами и дергая за ниточки, спасает мир. Я бы сказала, Анквилла более этичен, чем другие - другие сомневаются и на всякий случай практикуют "избыточную этичность", а он точно знает грань, проверив ее собственной шкурой - какой поступок еще допустим, а какой - уже за гранью, и он не ошибается.
Знать эту грань можно только непрерывно на практике работая с людьми, с их жизнью, страданиями и смертью; я неоднократно пыталась писать об этом просто так, в ЖЖ, но мне стало ясно, что НЕ проверившие - ничего не поймут.
И еще надо быть абсолютно честным с самим собой.
Я не побоялась бы встретиться с Анквиллой, это куда безопаснее, чем общаться с "высокоморальным" и "высокоэтичным" интеллигентным мужчиной нашего времени, который гневно осуждает такие книги и таких людей, но в жизни почему-то непременно в итоге оказывается мудаком, причем сам этого не признает и не замечает.

А почему же в таком случае я считаю роман не безупречным с этической точки зрения?

Потому что неэтична сама идея разделения людей на виды, сорты и так далее, в каком бы виде она ни была выражена.
Но по правде сказать, в последнее время эта идея не то. что носится в воздухе - уже чуть ли не каждый второй в нее верит. Только разделение, конечно, проходит каждый раз по новой границе, наиболее приятной и интересной для разделяющего.
Самые яркие примеры есть уже в дилогии.
Анквилла в отрочестве был убежденным членом Гитлерюгенда, как справедливо заметил Инка, потому что идея разделения человечества на расы "казалась интуитивно правильной". В Сопротивление он ушел потому, что осознал, что нацисты - "не высшая, а самая низшая раса из всех существующих".

Ну а сейчас у нас люди делятся на приличных людей и "ватников", как известно. Как известно с другой стороны, я считаю себя ватником. И чтобы упаси разум, никто не подумал, что под амару я подразумеваю "интеллигентных, образованных людей", во вторую книгу специально введена сцена, где Клаус идет на тусовку русскоязычных эмигрантов-либералов. Высокообразованных, ученых и прочих офисных "победителей жизни". И несмотря на "интеллектуальные" беседы, песни под гитарку и даже убежденность сих граждан в собственной элитарности, не обнаруживает там ни одного генетического амару.
Кстати говоря, многие реплики в этой сцене взяты непосредственно из жизни.
Именно возмущение тем, как некоторые хорошо устроившиеся эмигранты считают себя Ылитой и презирают остальных неустроившихся - собственно, было одним из мотивов написания книги вообще.

Почему она написана? Потому что "теории разделения" меня достали. Я уже писала об этом другую книгу - "Ликей". Там тоже специальное, "ликейское" образование давало возможность "разделения" на элиту и простых неликеидов. Надеюсь, мне удалось показать, что это, мягко говоря, самообман.
То есть теории разделения - это проблема, которая волнует меня всю жизнь, много лет.
"Амару" - это уже такая отчаянная попытка снова высказаться на эту тему, на сей раз радикально.

Хотите разделения? Хотите "двух частей, меньшая из которых навсегда обгонит большую?"
Нате, пожалуйста.
Только это разделение на сей раз пройдет не там, где хотите вы.
Не по расовой границе (белый - черный, ариец - семит, Истинный Украинецъ - ватник), не по границе образования, принадлежности к аристократическим кругам, способностей, талантов...

А по совсем простому, в сущности, единственному признаку:
 - отношения к иерархии.
Половая мораль собственно вытекает из отношения к иерархии. Если секс не связан с иерархией (а он у нас увы всегда с ней связан), то и мораль резко изменяется - нет необходимости искать "кого-то более подходящего", расставания и поиски новых партнеров станоятся значительно реже.
И любовь к труду и знаниям - оттуда же. Если нет интереса к иерархии, то что останется? А останется позитив, то, что делает человека человеком. Любовь к труду, знаниям, другим людям, интерес к миру и людям.

И нет, речь не идет о модной "низкопримативности"; воспитанный в мире урку, амару вполне способен подняться в иерархии (хотя делает это, играя по чужим правилам). Он на это способен (см. опять же Анквиллу). Но ему это самому, внутренне, не нужно. Он это будет делать, чтобы спасти себя, помочь семье, больше заработать, чтобы его идеи или его труд стали доступными людям.
Что касается урку, то место в иерархии ценно для него (или для нее) само по себе. Если нельзя пробиться наверх, он (она) постарается быть высшим среди своей социальной страты, в своей группе. Это хорошо видно у собак - многие собаки глубоко озабочены местом в иерархии, и если нельзя быть альфой, то борются хотя бы за звание беты или дельты (правда, есть и собаки, для которых иерархичность не так важна). Вот урку - такие собаки. Собственно, это основной двигатель их жизни - доказать собственную ценность, превосходство над другими. В ситуации соревнования, конкуренции эти люди чувствуют себя как рыба в воде.
(при этом они вполне могут сделать по ходу и что-нибудь полезное - научное открытие, гениальное произведение и так далее).

То есть на самом деле главное для меня в этом романе - вопрос об иерархии и отношении к ней.

Естественно, я ни на минуту не считала, что фантастическое разделение на генетических урку и амару в самом деле существует. Там у меня присутствует Шамбала, "теория великих учителей", Атлантида и летающие тарелки - вы считаете, что я и в самом деле верю во все эти вещи? :)))
Ребята, это фантастика! Это предположение: А ЧТО БЫЛО БЫ, ЕСЛИ БЫ... (в данном случае - если бы можно было с помощью точного генетического анализа разделить людей, склонных к иерархии - и не склонных к ней).
Существует ли хотя бы "что-то подобное" - я не могу судить. Может, и есть. Человечество эволюционирует. Вот есть же соционика (которая, кстати, во многом как раз и связана с отношением к иерархичности), почему не предположить, что какие-то тимы древнее эволюционно, какие-то - современнее. Оговорюсь, что в соционику я не "верю", но однако, исследования Юнга и последующих психологов по психологическим типам, накопленный ими эмпирический материал -  заслуживают определенного внимания. Однако все равно не представляется возможным надежно разделить людей по какому-то признаку; еще сложнее отделить последствия воспитания от собственно биологических предпосылок. И даже сами исследования эти были бы очень сомнительны с этической точки зрения.

Вот как-то так. То есть вполне понятно, что из-за этой книги меня ругают, что эта книга в итоге опять не получилась удобоваримой и приятной для глаз менеджеров по продажам в издательствах, что ее опять нельзя положить на лоток с попаданцами и праведьму...
Но как-то когда пишешь, об этом совсем не думаешь. Так уж получается. Разочарование и горечь приходят потом.
Tags: амару, мои книжки
Subscribe

promo blau_kraehe декабрь 15, 2015 18:46 1
Buy for 10 tokens
можно за 10 жетонов
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments