blau_kraehe (blau_kraehe) wrote,
blau_kraehe
blau_kraehe

Вот так бывает

Напишу немного о личном. Не с целью похвастаться - чем уж тут хвастаться, ничего особенного. Не с целью получить поздравления или что-то такое.
А потому, что есть еще много людей, у которых ребенку вот сейчас 4 года или 6, и у него проблемы, и они в отчаянии, потому что думают, что все кончено. И окружающие говорят всякие гадости, обвиняют их и так далее.

Мой сын в этом  году закончил гимназию. Недавно получил абитур - аттестат, дающий право на поступление в любой вуз. Это в Германии не само собой разумеется и не так-то просто. Многие поступают в вузы окольным путем, через проф.образование, "профессиональный" узкий абитур. Да и вообще-то в вузы идут немногие. Как я уже писала неоднократно, в Германии жуткая система отбора и разделения детей уже в возрасте 10 лет на три категории. По оценкам. (Как я уже писала, я категорически против этого и участвовала в практической борьбе за единую школу, но пока что - увы). В гимназии попадают лучшие, там сразу же более сложная программа и высокие требования, чем, например, в реальной школе (об этом не принято говорить, но на практике хорошо известно). Учиться гораздо сложнее, чем в классе, где дети разные - конкуренция очень высока. Имеет значение не только интеллект и старательность, но и многие факторы - организованность, зрелость, умение вовремя все услышать, собрать, принести, сдать, коммуникабельность, умение себя подать.
То есть это не то же, что закончить любую обычную школу.
Это круто. Для обычного здорового человека - круто.
Причем средний балл у него неплохой, для выбранной специальности - вполне, и есть надежда, что место в университете он получит уже в этом  году.

Все это было бы совершенно нормальным, но дело в том, что в четыре года он еще не говорил и даже не понимал речи - не понимал сказок, сложных предложений (пойди туда и принеси то - уже слишком сложно), не мог назвать свое имя, не говоря о более сложных вещах.
Обучение начал в школе для инвалидов по речи. По неречевым тестам интеллект был высоким.
В восемь лет он говорил, но плохо, примерно, как двух-трехлетний. Малый словарный запас, грамматические ошибки.
В девять зато уже учился в обычной школе, и речь стала сложнее и интереснее, чем у сверстников - поскольку он много читал.

Речь была главной проблемой (наряду с физическим здоровьем), за этим странности поведения даже не замечались, а у него были все обычные признаки аутизма - полное отсутствие контактов со сверстниками, стереотипии, аутостимуляция, типично аутические игры - типа выстраивания машинок ровными рядами, беганье кругами, полное отсутствие ролевых игр. Это я поняла задним числом - в детстве врачи не проявляли никакого интереса к его развитию, и приходилось бороться за то, чтобы они хотя бы куда-то его направили. Он же иностранный ребенок, мало ли, говорили врачи. Диагноз аутизма был поставлен лишь в 12 лет, когда я уже надеялась, что все  нормально, но учителям так не казалось, и они требовали обследования. Лишь после этого мы получили серьезную помощь в центре терапии аутизма, с ним работали психологи, работали с его школой и учителями.

Все это я пишу для того, чтобы люди, у которых дети с таким диагнозом, не пугались и не считали, что все кончено и все потеряно.
Я никогда не ставила цели "любой ценой сделать его нормальным человеком". Более того, я знала, что он никогда не станет "нормальным человеком", так как аутизм неизлечим. Но можно сдвинуть по спектру - что и произошло, причем с огромным успехом.
Я была в его детстве вполне готова к тому, что он останется инвалидом на всю жизнь, не считала себя по этому поводу несчастной и не пугалась этого. Я радовалась, что у меня вообще есть этот ребенок (есть еще и нейротипичная дочь), и что он такой славный, замечательный, прикольный енот.
Конечно, мы занимались много, и до того. как вообще получили помощь, и с помощью логопедов-эрготерапевтов, и в школе. Но опять же я не ставила никаких целей и не накручивала себя на тему "надо заниматься 24 часа в сутки" и "нет, я сделаю из тебя нормального!". Какого еще "нормального", бред какой-то. Он и так прекрасен. Я получала удовольствие от общения с этим удивительным, прикольным, умным, оригинальным человеком - и в 4, и в 6, и в 10 лет. Дети вообще - самое большое счастье в жизни. А такой ребенок - подарок, конечно, работы с ним примерно в три раза больше, чем с обычным, зато анекдотов можно рассказать про него массу. Вся жизнь - сплошной цирк.
Я ни в коем случае не настаивала на гимназии, и последние 5 лет я уже не контролировала школьные дела - когда-то ведь надо прекращать. Все это было его инициативой и желанием. Он хочет изучать информатику в университете, и этого он уже практически добился.

А теперь вот он получил свой абитур, осенью, думаю, станет студентом.
И не только это. У него есть девушка, встречаются уже два года. У него есть друзья, в том числе, нейротипичные (т.е. не аутисты) - "своим" в классе он не стал, но его это и не волнует, а друзья есть. Он занимается политикой, как и я. Он программирует, пишет романы, фанат аниме и компьютерных игр.

Вчера он приехал из Лондона - я и его отец подарили ему на окончание школы недельную поездку. Несколько лет назад я и терапевтка из Центра учили его не теряться на обычном вокзале, ездить самостоятельно на поезде - это было проблемой для 16-летнего парня. А сейчас он сам съездил в Лондон, добирался до хостела, жил в комнате на 8 человек, последнюю ночь провел в аэропорту, так как утром там не ходили поезда; сам развлекался, посещал музеи, покупал подарки. Все по-английски, конечно, языком владеет свободно. Русским, к сожалению - нет, обучение русскому в позднем возрасте было бы для него слишком большой перегрузкой, в гимназии и так два языка, из которых один (французский) так ему и не дался. Но сейчас хочет изучать русский.
Его способность к самостоятельной жизни уже не вызывает никаких сомнений.

Я раньше писала о нем, но в последние годы не пишу совсем - ведь он взрослый человек, что же я буду о нем писать, как о младенце. Но однако вот решила рассказать эту историю. Потому что это история с хэппи-эндом. Конечно, не всем мамам инвалидов так везет - не у всех есть интеллект, не у всех ресурсы позволяют добиться такой мощной социализации. Это просто везение. Работа, конечно, тоже - но ведь все стараются по мере сил для своих детей.
Но главное - любить, принимать таким, как есть, и радоваться тому, что вот этот ребенок вообще живет на земле. Главное - чтобы самому ребенку было хорошо.
Tags: аутизм, личное
Subscribe
promo blau_kraehe december 15, 2015 18:46 1
Buy for 10 tokens
можно за 10 жетонов
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 65 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →