blau_kraehe (blau_kraehe) wrote,
blau_kraehe
blau_kraehe

Про духовность

Так как у нас Рождество, поговорим об этом.
В Германии считается хорошим тоном ругать церковь. В основном, католическую, но и протестантской перепадает. Если не считать собственно консервативно-христианские круги (в которых тоже не все однозначно), все остальные настроены весьма критически. Причины поругать церковь, конечно, есть, это и пресловутое Темное Прошлое (инквизиция-преследование ведьм-крестовые походы), и пресловутые педофильские скандалы. Но кроме этих организованных медиа-поводов, люди за 50-60 легко могут вспомнить и личные обиды, связанные с этой организацией. Ученики бывших католических школ с ужасом вспоминают "этих пингвинов" (монахинь-учительниц); священники и монахини еще в 60е годы могли лупить нерадивых учеников палками на уроках религии. То есть с церковью связаны негативные вполне личные воспоминания. А еще можно вспомнить некрасивую роль церкви в истории с воспитательными домами, через которые прошли сотни тысяч (если не более) подростков в 60е годы; эти дома представляли собой по сути концлагеря для детей и поставляли бесплатную рабочую силу для множества "эффективных собственников". Часть воспитательных учреждений принадлежала церкви (и там детей точно так же заставляли работать полный день, вплоть до 12 часов в день, били, издевались). Церковь так же, как и "эффективные частные предприниматели" делала гешефт на детском труде в своих учреждениях - например, прачечных при больницах, столовых и т.д.
Правда, об инквизиции все равно почему-то вспоминают гораздо больше.



И однако я считаю верхом глупости ругать за это именно церковь. В сущности такой подход - тот же самый идеализм; это когда ребенок упал и ударился об пол, он считает, что виноват пол, а не законы всемирного тяготения и плохая координация.
Церковь всего лишь часть общества. Да, когда-то я сама верила в то, что по крайней мере католическая церковь хотя бы гипотетически может стоять над обществом и что-то ему диктовать. Но это не так и никогда так не было. И видимо, не будет.
Даже во времена могущества, церковь всего лишь обеспечивала идеологическую составляющую капиталистического мира (а еще раньше - других формаций). Одну из составляющих. Это она продолжает делать и сейчас,но ее влияние сильно ослабло. Поэтому теперь ругать ее не только совершенно безопасно, но и модно.
Заодно церковь представляет из себя медийного злодея, на которого можно выпустить пар. Вроде Тоталитарных Тиранов. За критикой церкви люди совершенно не замечают тех, кто действительно владеет миром, и уж тем более, закономерностей этого мира.

Вероятно, в РФ сейчас все иначе, и церковь (РПЦ) действительно представляет собой основную идеологическую опору режима. Но опять же - только идеологическую.
В Германии же (и вероятно, во многих других странах Европы) ситуация совсем другая.



Классическое христианство здесь вовсе не было заменено, как в СССР, строгим атеистическим рационализмом. Да, государства стали светскими. Но почти все люди по-прежнему являются верующими. Другой вопрос - во что.
В принципе, моя оценка этой массовой веры остается той же, что и 10 лет назад. Это - Нью Эйдж.
На практике "сектор эзотерики и оккультизма" интересует примерно 30%  населения. Это регулярные или спорадические потребители эзотерической продукции, их дети часто посещают вальдорфские школы и садики (впрочем, там бывают и просто те, кто ищет альтернативы тупой гос.системе образования); сами они ходят к целителям, покупают камешки, браслетики и руководства по Аюрведе; интересуются "восточной духовностью" - ну словом, нормальный такой рынок оккультных услуг.
Однако очень многие ничем таким не интересуются и даже держатся от этого подальше. Однако и их вера, в сущности, сводится к тому же нью эйдж. Более того, я не вижу большой разницы между верующими нью эйдж и верующими современных (не традиционных) церковных общин, представителями массового христианства-лайт.

Традиционное христианство тоже на самом деле не так уж "традиционно", его корни - вовсе не в самом учении Христа или раннехристианских общин, а в социально-экономических условиях Средневековья. Именно вера Средневековья считается строгой, традиционной и благочестивой. Именно она культивируется в РФ и у европейских консерваторов. Эта религиозная система обладает строгой внутренней логикой, цельна и законченна. Она предъявляет высочайшие требования к своим последователям. Но нельзя сказать, что именно она как-то "богодухновенна" - ее корни, как уже говорилось, в Средневековье, где жизнь человека была кратка, наполнена горем, потерями близких и висела, в сущности, на волоске. К учению ранннехристианских общин и "самого Христа" любят апеллировать абсолютно все, но на самом деле представляют под этим самые разнообразные вещи;  собственно, "истоков" уже не знает никто.

Вера же современных европейцев мне кажется очень детской и наивной. Это - вера в Доброго Бога и общегармоничное устройство мира. Это вполне объяснимо: европеец вырос в довольно-таки тепличных условиях "государства всеобщего благосостояния", и хотя оно рушится - но делает это постепенно, и доверие к миру у европейца все еще сохраняется.
Рождество могут отмечать люди самых различных направлений "современной веры". Это праздник Добра, Любви и прямое доказательство того, что Бог Любит Нас.



Развитие системы ухода позволяет сделать минимальными страдания даже от болезней и старости, даже со страхом смерти и предсмертными страданиями можно работать, уменьшать их. Но все же - что потом, неужели небытие или о ужас, угроза ада? Ведь это может отравить весь жизненный позитив!  Нет, утешают себя и друг друга жители "государства благосостояния", конечно же, нет!
ТАМ тебя ждет... да вот как раз то, чего ты, именно ты хочешь! В точности так, как хороший менеджер сулит за твои деньги продукт, подобранный "именно для тебя".
ТАМ несомненно будет свет и много-много любви.
Но если ты не очень понимаешь какую-то "любовь", то там будет просто мир, где тебе будет хорошо.
Хочешь встретиться с умершими родственниками? Они тебя, разумеется, ждут на небе.
Хочешь встретить Бога? Какого именно - Христа, Кришну, твой вариант? Деву Марию? Все они с ласковой улыбкой ожидают тебя там.
Хочешь вернуться на Землю? Пожалуйста. Вера в перевоплощения крайне распространена. Как-то в профшколе, где я училась, провели опрос, как люди представляют загробную жизнь. Из 24х человек что-то около 20 указало, что верит в перевоплощения. Но это не мрачная индуистская Сансара, из которой нет выхода! Все верят, что обладают неплохой кармой и в худшем случае проживут еще одну такую же, приятно-обеспеченную жизнь, а в лучшем - ну сами понимаете...
Есть и "доказательства" - например, околосмертные феномены, видения умирающих. Популярны разные книжки про "доказательства перевоплощения" и прочую духовную хрень жизнь.
В целом можно сказать, что часть людей скорее склоняется к восточным верованиям - буддизм, медитации, йога, аюрведа, тантры, безличный загробный мир, перевоплощения. Другая же часть - причем она даже посещает церковь - скорее склоняется к христианству: встреча с личным Добрым Богом после смерти, со святыми, ангелами, умершими родственниками. Еще часть вообще не опирается на традиции, а предпочитает строить "тот" мир в соответствии с личной фантазией/личным мистическим опытом.
Разницы между этими группами, в сущности нет никакой. Нью Эйдж победил. "Все религии говорят об одном и том же", "Бог любит всех", "Христианство и буддизм во всем равны, особенно буддизм" (с).
Но собственно, Честертон зря думал, что восточные религии вытесняют христианство. Нет, с традиционными восточными религиями тут настолько же мало общего - не верят же современные их последователи в бесконечную череду воплощений, в реальный ад загробного мира, в Сансару, наполненную страданиями, спасение из которой - личностное небытие, которого надо добиваться бесконечным тяжелым трудом медитаций.

Это очень детская вера. Бог любит всех! Бог, он же хороший. Меня-то уж он точно любит. Рефлексия о себе и собственных поступках отсутствует в принципе. Я не могу не быть хорошим! Раз мы дети Божьи, то Бог любит меня! Понятия "грех" и "ад" не используются в принципе, этого не бывает, это чушь какая-то.
Тем более, отсутствует рефлексия поступков других людей. Все хорошие! А Тоталитарные Тираны?! Ну, наверное, они плохие. Но Бог с ними там как-нибудь разберется, нам-то какое дело? Может, для Тоталитарных Тиранов у Бога все-таки предусмотрен какой-то вариант темной комнаты? А может, они уходят в небытие? В общем, это нас не касается. Карамазовские вопросы - не комильфо. И вообще, "все люди добрые" (привет, Михаил Афанасьевич!), не бывает добрых и злых поступков, вообще нет добра и зла как полюсов. Есть только психически нездоровые, "с комплексами" люди, которые нуждаются в помощи.

Да, кстати, может показаться, что я все это "решительно осуждаю". В общем-то, нет. Например, такие установки крайне облегчают работу с умирающими. Когда умирающие, как правило, убеждены, что идут в лучший мир, что их там встретит именно то, чего они хотят, и боятся только предсмертной боли и неизвестности - это проще.
Рассказывают (я сама не сталкивалась)  о случаях с традиционно-верующими, которые умирали в страхе, что попадут в ад. Или даже не могли "позволить себе умереть" (человек до известной степени на пороге смерти может оттягивать момент перехода) из-за страха перед адом. Одна профессиональная "сопроводительница умирающих" (вот опять термин, который я не могу перевести на русский) рассказывала, что в одном таком случае она убедила умирающую в том, что ада нет, Бог любит всех - и умирающая, которая мучилась уже недели, спокойно закрыла глаза.
Конечно, работать проще, когда человек в принципе настроен позитивно. Собственно, и с традиционно-верующими хорошо работают установки "надо надеяться на Божью милость". Чаще они все-таки надеются. Но бывают и другие случаи, как уже сказано.

То есть я не могу сказать, что вот это "хуже", это "лучше", это приведет к моральному разложению и упадку, а это приведет к насилию и зверству. Приводят к чему-то вообще не религии, а увы, экономические и социальные реалии. А религии - так, оформляют все это.

Да, наверное, тут надо сказать, "а как правильно", и что лично я думаю по этому поводу.
Но я не апостол Павел и не Кант. И не святая Тереза, ни малая, ни великая. Сциентизм представляется мне не меньшей глупостью, по крайней мере, на нашем этапе развития.
Поэтому пусть личное останется личным.
Tags: не хило быть духовным
Subscribe
promo blau_kraehe december 15, 2015 18:46 1
Buy for 10 tokens
можно за 10 жетонов
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments