blau_kraehe (blau_kraehe) wrote,
blau_kraehe
blau_kraehe

Categories:

"Дети пространства". Впечатления.

Прочитала роман "Дети пространства" В.Вагнера и И.Емельяновой.

Долго думала, писать ли отзыв. С одной стороны, мне вот лично приятно, когда мои книги обсуждают, наверное, так у всех. С другой, впечатление у меня неоднозначное, и надо ли открывать рот, если у тебя там не только приятные слова? Не знаю. В общем, решила написать.

Роман хороший, полноценный. Создан интересный яркий мир. Читалось до половины запоем, потом пошло тяжеловато. Очень напоминает двух авторов (что неудивительно - того же политического направления) - Хайнлайна и Розова.
Из достоинств: потрясающая проработка технических деталей. Я в технике ничего не понимаю, поэтому все эти описания кораблей и их деталей, различных технических работ воспринимала примерно так: ну надо же, какие авторы умные!
Но нельзя сказать, чтобы это была единственная художественная цель, в общем-то, технические детали увеличивают достоверность описываемого мира.
Великолепная находка - описание межзвездных путешествий и "прокола" пространства у звезды (с заметным пинком в сторону остальных фантастов, которые воспринимают космос как обычное земное пространство с городами и промежутками между ними). И все эти "из-под звезды", это очень хорошо.

По собственно литературной технике - тут скорее, увы, Розов, чем Хайнлайн. Как и у Розова, сюжета в сущности нет. Есть рассказ о мире. Я лично фанат социального моделирования, поэтому начало, как и у Розова, было для меня крайне захватывающим. Появляются какие-то герои и рассказывают "а вот у нас так учатся, работают, воспитывают детей, любят, наш мир устроен так-то". Это интересно. Но к середине уже почти все о мире понятно, идет развитие разве что мелких подробностей, и интерес гаснет.
Для сравнения: у Хайнлайна сюжет всегда есть, то есть мир миром, описание описанием, но книгу всегда можно рассказать. ЭТо критерий, собственно, наличия story: фантастическую историю можно рассказать, например, ночью в пионерлагере (ну или там взрослым, если история недетская). Здесь рассказать сложно, синопсис, и тот, трудно написать: люди живут, знакомятся, влюбляются, учатся, работают, сдают экзамены, улетают, прилетают... Нет, вроде бы что-то и происходит, но это не выделено так, чтобы вызвать жгучий интерес, его нарастание и затем разрешение. Например, история с шияарами вполне тянула бы на отличную сюжетную линию, но она не проработана. (если интересно, могу написать о подробностях проработки, но это длинно).

Герои - опять скорее Розов, чем кто-либо еще. Однотипные "вечно шестнадцатилетние" девушки (40летняя героиня выглядит и ведет себя в принципе так же, как и 16-летние). Однотипные молодые интеллигентные мужчины, знатоки науки, техники и авторской песни, а также классической оперы. Тут, собственно, и в 12-13 лет подростки ведут себя так же, как и 20- и 30-летние, разница лишь в том, что сексом еще не занимаются. Другой тип героев - ненормальные земные бюрократы, унылые тетки, привыкшие к патернализму и т.д.

Ну и что опять же напомнило Розова, но пожалуй, превосходит его идеи по наивности: собственно социальная составляющая.
Заметим, у Хайнлайна не скрывается то, что либеральная утопия для обычного человека - не сахар. Герои Хайнлайна борются за существование, сжав зубы и обдираясь о систему до крови. Чтобы получить обычное место студента, надо исхитриться, заработать денег, проявить гениальную смекалку и недюжинный талант предпринимателя; хорошая работа, место космонавта - предмет вожделения, борьбы и махинаций. Герои напрягается, рискует, оказывается самым умным и смелым - и выигрывает; большинство остается в отбросах. Хайнлайн это считает нормой. (есть, конечно, у него и другие книги, есть исключения, это все в общем и целом). Нормальная американская мечта - ты сам, как личность, можешь достичь всего, надо только приложить все усилия. Кто не приложил - тот сам виноват.
В рассматриваемой книге при той же капиталистической либеральной экономике (причем даже участие государства яростно отрицается - ведь это патернализм, только частная инициатива) - почему-то все дети массово получают любое желаемое образование, без проблем находят любую практику и в 16 лет приступают к работе, не испытывая ни малейшего волнения, смогут ли они вообще таковую найти.
Информация бесплатна. Всем все доступно по цене.
То есть это обычная для российского интеллигента путаница: как бы это нос от Стругацких да приставить к физиономии Хайнлайна. Как бы это так, чтобы и коммунизма не было, и свободный рынок был, и бизнес, и система грантов в науке - но чтобы всем было хорошо, все дети учились, причем там, где хотят, работу легко было найти, чтобы молодые ученые, обнявшись, смотрели на звездное небо и хором пели Окуджаву.
А очень просто: взять да и написать. А объяснять, как так получается, и не надо. А зачем, пипл же и так схавает. Хотя по книге разбросаны какие-то намеки. Например, произошло "обезлюдение производств". Видимо, идея такая - технологии достигли уровня "вкалывают роботы, счастлив человек", эксплуатировать никого не надо. Но как в этом случае может существовать бизнес? А кто его знает... На одной планете даже шияары уничтожили все передовые технологии, наступил XIX век - ну и что, ничего страшного, все как было так и осталось, только дети вместо роботов паровозики собирают. А как в таком случае граждане этой планеты обеспечивают себя промышленной продукцией? О ужас, не завелся ли там пролетариат?! Да нет, все нормально, как у всех...
Правда, выясняется, что везде есть какие-то фермеры и механики. А это зачем? Вкалывают же роботы! А как фермеры производят свою продукцию? Очень мило: семейные предприятия. Никакой эксплуатации, что вы, все прекрасно. И дети в таких семьях потом уходят учиться на любые другие специальности, но фирмы не вымирают, и никакого пролетариата со стороны, и вообще это же интересно так, сельским хозяйством заниматься, романтично, увлекательно!
Неприятные вопросы, я понимаю.

Интересны также вопросы семейные. Авторы внесли серьезный вклад в борьбу с Ювенальной Юстицией, надо сказать. Но дело не в этом. Вообще говоря, колонизация требует очень высокой рождаемости. Очень. При этом она же требует участия всех женщин в общественном труде. И да, женщины там все высокообразованны и абсолютно так же, как и мужчины, делают карьеру, увлечены профессией, полное равенство во всех отношениях. Но при этом все женщины рожают, причем чаще не одного ребенка, а несколько (даже где-то шла речь о "героинях, рожавших по 12-13 детей, из которых выживало 2-3"). В реальном мире так не бывает, с ростом образованности женщин рождаемость падает, это железная закономерность. У меня вопрос - КАК их там заставили?!
Да вроде бы не заставляли и даже не агитировали. Просто капитан космического корабля или ученая естественным образом обязательно мечтает завести несколько детей. Ну так вот у них там. Но мало того! Они детей еще и усыновляют, на Земле, например, это массовое явление среди спейсиан. Так, по доброте душевной, причем все матери (будучи космонавтами, военными и учеными) однвременно являются прекрасными психологами, способными обеспечить адаптацию приемному ребенку. Да и просто его любить.
Может быть, там воспитание общественное, что сняло бы с женщин хоть часть  нагрузки? Нет. Женщина должна прервать карьеру на 5 лет. Ребенок до 5 лет растет только в семье. В 5 он (как я поняла) резко становится взрослым и вполне может уже и без родителей, а в 8 идет работать, чо. Но чтобы вырастить 2-3 детей, женщине надо прервать карьеру  лет на 10 и более. А продолжительность жизни не выросла. Ну и скажите пожалуйста - КАК?! Как они этого от таких высокообразованных и свободных женщин добиваются? Ведь там даже пропаганда деторождения, как я понимаю, отсутствует.
В одном месте героиня к тому же объясняет, что личная жизнь спейсиан организована по принципу "я уехала в знойные степи, ты ушел на разведку в тайгу". Но если это так, то такая личная жизнь уж точно предполагает, что до 5 лет с дитем будет сидеть именно мать. Но при этом - изюминка! - все дети носят фамилию отца.
О способности детей 9-12 лет полноценно работать на вспомогательных должностях, я уже молчу. ЭТо с одной стороны, незнание детей, с другой - представление о вспомогательных работах как о чем-то очень простом, элементарном, "че там делать-то вобще". Причем в случае медицины - это даже не как в реальности школьники-практиканты: им доверяют носить туда-сюда анализы, дезинфицировать, протирать, мыть служебные помещения и посуду, ну может, научат давление мерить; нет, у авторов практика по медицине - это сразу ассистирование на операциях. Чему в реале учатся 4 года взрослые люди. Но че там делать-то, правда? А кто, интересно, у них тогда дезинфицирует поверхности, выносит, пардон, утки и возит кровати на обработку? Роботы?

Ну в общем, конечно, это социальная не фантастика, а фэнтези. Сказка. Как сказку, вполне можно почитать. Приятно, увлекательно, вполне приличная вещь в целом.
Tags: про книжки
Subscribe
promo blau_kraehe december 15, 2015 18:46 1
Buy for 10 tokens
можно за 10 жетонов
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 136 comments