blau_kraehe (blau_kraehe) wrote,
blau_kraehe
blau_kraehe

Categories:

Образы и реальность

Вот как угодно, а идея фантомов - она близка к реальности. Образы бывают первичные, вторичные, третичные... чем они оригинальнее, тем мощнее.
Наверное, гений открывает новую страницу, дает новые флаги и знамена, а остальные - лишь становятся под них. 
Но гений в этом смысле - не тот, кого принято в литературе считать таковыми. Не Пушкин, не Булгаков...
Кто СОЗДАЕТ фантом, создает новую информационную реальность, на которой строятся чужие подреальности, а на них - вторичные, третичные и так далее образы? 

Уж скорее Ефремов на эту роль годится. Но на самом деле - и не он тоже.
Толкиен? Кстати, вполне возможно. Хотя и его реальность вторична.

Как бы это объяснить... боюсь, что непонятно. Вот у Лукьяненко (пардон, конечно) в каком-то из "Дозоров" Антон говорит Светлане: "так дай нам новые флаги, объясни, куда идти, а мы солдаты, мы пойдем". И Светлана соглашается: да мол, ты прав, я обладаю такой силой, я дам новые флаги.
Никаких флагов, конечно, не получается, понятно.

Вот я задумалась о литературе ХХ века. Просто сейчас усиленно читаю немецкую, и думаю. Ну вот Белль, Грасс, или там Фриш-Дюренматт разный... они хороши, без сомнения. Авторы похожего уровня были и в Союзе. Скажем, Чингиз Айтматов, Петрушевская там, Андрей Битов... То есть это примерно один такой - хороший, сильный мировой уровень. Но это не прорывы. Это вторично и третично. Та же картина, например, и в Америке. И в любой стране, если копнуть - хотя бы 1-2 "великих писателя мирового уровня".
А какая литература во второй половине ХХ века совершила настоящий прорыв?
Латиноамериканская.
Маркес, Борхес, Кортасар, Льоса и так далее - это был прорыв, это была новая реальность. Это обозвали "фантастическим реализмом", но суть в том, что это было - новое слово. Иное. То, чего до сих пор не было. Это было ошеломляюще.
А что послужило тому причиной - то есть что у нас еще-то было такого интересного в ЛА во второй половине ХХ века?
Рассказывать надо, или уже понятно? 
Да, там еще к тому же теология освобождения возникла.
В общем. не зря я в школе уже почуяла этот ФАНТОМ и начала учить испанский. Ох не случайно.

При этом абсолютно не играет роли то, что допустим, Амаду был оголтелый коммунист, а Борхес - очевидный консерватор. Борхес прежде всего Творец. И как творец, он ощущал душу собственного народа, он пел с ней, через нее. Ничего там нет "консервативного", вообще политического - там одна только вечность через край.

Еще вот интересный момент. Скажем, в Чили незадолго до прихода к власти Альенде - и во время собственно - была куча интереснейших ярких ансамблей. Виктор Хара просто стал знаменит, а еще ведь там всякие Инти-Иллимани, Килапаюн (он впрочем с ними выступал); наконец самые известные песни сопротивления и борьбы - Венсеремос и Эль Пуэбло Унидо, которые потом обе разлетелись по всей ЛА и по всему миру - были написаны именно там и тогда, Серхио Ортегой.
То есть это время Народного Единства - это был потрясающий творческий подъем, который породил вот этот всплеск музыки.

Теперь внимание. Я начинаю подозревать, что собственно ФАНТОМЫ создаются не в искусстве. Фантом - это сама жизнь. Это творчество, творение жизни.
Это революция.
Революция, конечно, не в обычном смысле слова. Можно ли считать творчеством, скажем, "оранжевую"  революцию на Украине, или разрушение Союза? Что они породили? Хоть одну красивую, яркую песню, стихотворение, фильм, книгу?
Ничего - они заглушили и то, что было.
Разрушители Союза использовали в информационных целях русский рок. Но по содержанию он не имел ничего общего с их деятельностью. Был ли русский рок настоящим - то есть собственно по-настоящему революционным? Да, был. Так же как и та (очень незначительная) часть диссидентской литературы, которую можно считать настоящей литературой, а не политической дешевкой.
Поздний Союз требовал революции. Не разрушения, а продолжающейся, перманентной революции, изменения, творчества. Непрекращающегося социального творчества. И эта революция шла, но воспользовались ею не социальные творцы, а подлецы и толстосумы. Русский рок - той же природы, что РАФ, что всемирный "68й год", что и латиноамериканская революция. Той же вечной, яростной, счастливой, творческой природы. Русский рок - вторичен по отношению к западному, а западный - вторичен по отношению к тогдашнему взрыву социального творчества, "68му году" (в широком смысле, конечно).

Наступила реакция. Революция задавлена. Ее певцы обуржуазились и заколачивают бабки.

Нужен новый фантом. Пока не будет его - не будет и нового прорыва в литературе, музыке, кинематографе.

Я уже писала о том, что все мои произведения - вторичны по отношению к Союзу. Они построены на ТОМ фантоме. Это совершенно прозрачно. Я только сегодня вспоминала себя в 15 лет - девочку, которая на уроках могла собирать автомат Калашникова, которой разрешали работать санитаркой в настоящей больнице, в реанимации, ухаживать за больными, которая серьезно училась, занималась наукой, занималась спортом 4 раза в неделю серьезно, строила планы на жизнь... Ничего не напоминает из моих историй, нет? :))
Но это ушло, этого не будет. Все. Невозможно больше жить тем фантомом.
Надо строить новый.
Надо начинать с социального творчества - без этого ничего не будет. Никаких прорывов. Ничего нового и интересного.
А жить стоит - только прорывом в неведомое. Все остальное - сдача и тусклое, никому не нужное болото.
Tags: реальный мир
Subscribe
promo blau_kraehe december 15, 2015 18:46 1
Buy for 10 tokens
можно за 10 жетонов
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments