Уже появились комментарии к сериалу на тему обоснуев. На тему реальных ошибок автора и придуманных ошибок автора в математике, ядерной физике, молекулярной биологии, астрономии, кибернетике и прочих увлекательных науках. Такая критика бывает всегда, дело привычное, продолжайте, не стесняйтесь.
Но не надо обижаться, если ответа на такую критику не будет, и исправлять текст автор так вот сразу не кинется.
Сейчас объясню, почему.
Вообще обоснуйство стало как-то очень популярно в эпоху интернета, помнится, выходило много нечеловечески ехидных обзоров и статей, где авторы (обычно это были физики или программисты) ехидно объясняли, что писатели - безграмотные долбоебы, потому что пишут всякую ерунду, например, самолеты летают не с такой скоростью, планет у двойных звезд быть по современной теории не должно, ну и так далее, и тому подобное. Короче, прежде чем писать, хоть бы изучили, графоманы несчастные, астрономию, математику, программирование и биологию в вузовском объеме, а то стыд один сплошной.
И главное, в самом деле люди как-то стеснялись и кидались что-то там изучать, гуглить и кроить тексты, между прочим, написанные не без труда, попросту говоря, портить, лишь бы только не было стыдно перед высокообразованным читателем.
Другие писатели наоборот брались писать, только прочитав перед этим целую библиотеку, выучив два иностранных языка и наняв десяток добровольных консультантов по разным предметам. В результате получаются книги, которые в основном рассказывают о невероятном уме и эрудированности автора. Читать их, на мой взгляд, не очень интересно.
Недавно у меня открылись глаза. Вышла у меня ссора с одной дамой, которая начала мне объяснять, что я совершенно ничего не понимаю в ее специальности - молекулярной биологии. Я и не спорю с этим! С чего бы это мне вдруг разбираться в таких делах и главное - зачем? А оказывается, по мнению дамы, если я вообще пишу фантастику, да еще с биологическим уклоном, то разбираться следует очень подробно во всех областях биологии. Вот Булгаков, сказала она назидательно, десять лет писал роман и перелопатил кучу литературы. А нынешние писатели измельчали, да и не писатели это, а так, графоманы.
Я задумалась над этой проблемой. И вот что у меня получилось.
Булгаков, натурально, писал фантастику. Тоже. И на чем же построен сюжет двух его чисто фантастических повестей, именно сайенс фикшен, а не мистика вроде Мим?
1. Гипофиз человека пересаживают собаке, и та превращается в человека.
2. Таинственным лучом облучают яйца, и из них вылупляются огромные и дикие страшилища.
Булгаков был врачом. Ему не надо было перелопачивать гору литературы, чтобы уже в то время понять, что от пересадки гипофиза видовая принадлежность измениться не может.
Но какая вообще-то разница?
Возьмите любую классику прошлого - та же картина. Уэллс. Беляев. Ефремов. Да, вот как раз Ефремов изо всех сил старался, чтобы "все было обоснованно". В результате у него на Тормансе имеются "особые вычислительные машины, так называемые КОМПУТЕРЫ". Для его времени это было крутое упоминание, наверное.
Но любим мы его не за это.
В Стар Треке еще в 80е годы прошлого века астронавты даже не подозревали, что на поверхность чужих планет лучше всего высаживаться в скафандрах. Высаживались в пуловерах и даже без кислородных масок. И только в новейших фильмах авторы исправили этот недостаток. Кому-то это очень помешало любить Стар Трек?
В научной фантастике наукообразный антураж - это литературный прием, позволяющий наилучшим образом проявить характеры героев, продемонстрировать общество и эпоху, высказать важные мысли, которые другим способом - кроме прямолинейного заявления - высказать невозможно.
Если кому-то это непонятно, и кто-то хочет использовать фантастическую книгу как справочник или энциклопедию, или же самоутвердиться, объясняя, какой автор дурак - ну простите, тот сам себе буратино.
Все остальное на эту тему уже высказал Леонид Каганов.
Journal information