Литература - тоже бизнес. На книжных выставках и в магазинах представлены в основном профессиональные писатели. Их труд незатейлив: работают они в одиночку или небольшими коллективами, чаще всего на дому. Живут профессионалы на гонорары, премии, получают выплаты по контрактам, издательство может оплачивать "гастроли". В то же время профессиональные литераторы зачастую мнят себя элитой общества, "мозгом нации" - хотя это общая черта всей буржуазной интеллигенции, но среди литераторов такая позиция более выражена - поскольку они работают поодиночке, а не в коллективе, как журналисты или артисты.
Человек, открывший в себе талант литератора, начинает публиковаться за свой счёт в журналах и в Интернете, чтобы его заметили издатели. Первые контракты, как правило, приносят небольшой доход автору. Но если издательство признает его коммерчески выгодным, "сотрудничество" продолжится. Если писатель-любитель решит сделать карьеру профессионала, он уйдёт с прежней работы, посвятит всё время творчеству, возможно даже разбогатеет. Он перестанет быть инженером. Но если карьерный взлёт сменится падением и крахом - перед ним снова встанет выбор, вернуться в прежнюю профессию или снова поискать удачу у издателей. Как и в профессиональном спорте, на рынке литературы есть спрос на разного рода продукт. Например, бульварные книжечки даже низкого качества расходятся быстро - в то время как серьёзные размышления имеют очень узкий круг читателей и потому "нерентабельны". Но если бы основной профессией всех этих бумагомарателей было бы что-то другое - многое бы мы потеряли?
Я уж остерегаюсь писать на эту тему, ибо скажут - завидую и зелен виноград. Но это не так, потому что говоря о книгах, я обычно выступаю в роли читателя. А вот тут мнение человека вовсе не пишущего (или я об этом не знаю).
Так вот, как читатель, я могу сказать, что от потери дохода современными фантастами (например) и ухода их всех в какую-то другую деятельность, я не потеряю уже ровным счетом ничего. Абсолютно. А ведь в основном я читаю именно фантастику и мейнстрим. Да и без новенького мейнстрима я явно неплохо проживу, ну предположим, мне бы хотелось читать, например, Кантора, но я сомневаюсь, что именно он пишет ради того, чтобы прокормиться.
В статье проводится сравнение с профессиональным и любительским спортом, последний был значительно более развит в СССР. Это правда. Так же в СССР было сильно развито и любительское писательство, в каждом городе существовали литературные объединения, кружки и т.д., то есть еще до всякого интернета люди вполне писали и обменивались написанным.
Правда, к такому времяпрепровождению общее отношение все равно почему-то гораздо более суровое, чем, скажем, к любительскому спорту. Если человек в свободное время играет в волейбол - молодец, укрепляет здоровье. Писательство часто помогает укрепить здоровье психическое, психологическое. Но отношение к таким людям - ниже плинтуса. Писать не за деньги - стыдно. Тебя любой может ткнуть носом в лужу. Тебе не только намекают на второсортность и третьесортность (ну конечно же, вот 20-летние девочки, которые пишут про эльфов за деньги, они первый сорт). Еще хуже - сталкиваешься со злобой и прямо-таки ненавистью в свой адрес именно по этому поводу.
В СССР в этом плане, к сожалению, было не лучше, еще Булгаков (который тоже писал книги не за деньги, а "МиМ" и вовсе не была напечатана) хорошо проехался по "официальным писателям", "мозгу нации" с их дачами и ресторанами.
На самом деле проблема отбора действительно важных, хороших книг и доступности их для населения - это серьезная проблема, которую надо будет как-то решать.
Но уж конечно, не рыночным регулированием.
Journal information