Тема беседы была "школа" (так делается, чтобы люди не растекались уж совсем мыслью по древу). Суть заключается в том, что каждый в кругу по очереди рассказывает о своих в данном случае школьных годах, а ты модерируешь. Что не так-то просто, учитывая, что у половины легкая деменция.
Сначала рассказы шли с трудом - уже никто ничего не помнит, и больше вспоминали о семье, о чем угодно, но не о школе. Дошло до одной женщины - очень ранимая женщина, добрая, чувствительная - и вдруг первое, что она вспомнила: как в школе ее били линейкой по рукам.
По-моему, ее это воспоминание травмировало снова: она опять и опять это повторяла - как это больно, и она вообще не понимала, за что. Потом я еще слышала, как она сказала соседке: не надо было вспоминать об этом.
То есть человеку далеко за 80, человек прожил жизнь, и вот до сих пор вспоминает эти вещи. Дома ее не наказывали, видимо, были хорошие, вменяемые родители, и вот эти воспоминания о школе до сих пор не отпускают.
И тут пошла цепная реакция: все как начали вспоминать об этом же!
А ведь это дети войны, то есть они пережили бомбежки, гибель родных и так далее. И вот эти воспоминания о том, как били в школе, они оказываются одними из самых неприятных и болезненных.
Только две женщины сказали, что в школе им нравились какие-то предметы - остальные воспринимали школу исключительно с отвращением.
Мужчина рассказал, что их били по попе, причем учитель хватал за половые органы.
Родители обычно не вмешивались, а некоторые еще и добавляли дома.
Наша помощница - ей 50 лет - вступила в разговор и рассказала, что и у них в школе (то есть получается, 60-70-е годы) регулярно били детей, девочек обычно лупили линейкой по рукам. А мальчикам выкручивали уши и за уши поднимали (у нее было такое омерзение на лице при этом).
Когда очередь дошла до меня - а при этом методе и модератор должен рассказывать о себе - я честно сказала, что в нашей стране в школах детей было запрещено бить, причем очень давно, задолго до моего времени. У нас ничего подобного не было, учителя поддерживали дисциплину другими методами, и им это удавалось.
Вот еще очень интересный рассказ одного мужчины, у него интеллект в полной сохранности. Назовем его, к примеру, Хайнц.
Хайнц пошел в школу в 6 лет в 1942 году, но на следующий день школа была закрыта. Всех учителей забрали на фронт. Другая ближайшая школа находилась в 20 километрах, и ходить туда можно было только пешком - дети и не ходили, конечно.
В 1945 году в деревню вошли русские. Хайнца с семьей отправили в Польшу. В Польше никакой школы не было, там они работали на местного крестьянина с раннего утра до позднего вечера. Детей там били, кормили кое-как.
Наконец они смогли вернуться в Германию - в ГДР (ну или точнее, в советскую зону тогда). Хайнцу было 14 лет, и он там сразу пошел в школу. Проучился всего 3 года, практически научился только читать, писать и немного считать.
Но тем не менее, после этой школы он прошел профессиональное обучение и стал трактористом, научился также водить грузовики.
После этого они решили перебраться в западную Германию к родне, граница тогда еще не была укреплена, так что это удалось без особого труда.
Что-то перечитала и думаю - ничего особенного, история как история...
Но когда все это слышишь и видишь человека перед собой - впечатление совсем другое.
Journal information