blau_kraehe (blau_kraehe) wrote,
blau_kraehe
blau_kraehe

Христос и Пилат, Булгаков и Вебер.

Как-то один знакомый сказал мне, что образ Пилата в "Мастере" привлекает больше, чем образ Христа. Откровенно говоря, да, меня тоже. Сюда еще можно добавить аналогичную ситуацию с "Иисус Христос- Суперзвезда" Вебера.
Не могу сказать, что меня это смущает, так как изображенный в обоих случаях Христос - произведение авторской фантазии, очень далеко ушедшее от евангельского образа; при этом, что интересно, такой образ Христа, кажется, наиболее распространен, это ходовое, массовое представление о Боге, сошедшем на Землю (ну или о бродячем хиппи, которого замочили враги, как угодно).

Так вот, почему Пилат в обоих случаях привлекает больше? Понятно, что, он не омерзительный охранитель, готовый кого угодно уничтожить ради собственных представлений о "благе родины". И даже логика, что надо вот убить этого проповедника для общего блага, потому что blood and destruktion because of one man, не является для него единственной. Это не тупой кровожадный правитель, а человек мыслящий и чувствующий. То, что происходит - его трагедия.
Но все же - почему?
Да потому что Христос в этих произведениях - добренький и слабый. Он сам толком не знает, чего хочет и чего проповедует, что-то про добро и всеобщую любовь, кажется. По Булгакову его самое ценное качество - способность понять и исцелить. Неплохо, конечно. А судя по сцене в рок-опере с исцелением страждущих, у Христа еще и плоховато с личными границами. Синдром помощника, желание всех облагодетельствовать (ср. у Булгакова - "ВСЕ люди добрые"), и как итог - полный крах.
Убийство такого бродячего проповедника, конечно, печальная и неприятная история, но она не потрясает. Мы знаем, что в этом мире слабых убивают. Это не новость.
В любые времена можно встретить миллионы таких... женщин. Слабых, добрых, понимающих и исцеляющих, призывающих к любви и гармонии. Они легко становятся жертвами. Что бы ни утверждали м-шовинисты, таких женщин - не любят. Ими пользуются и отбрасывают в сторону, как ненужную более вещь. (И однако именно такими женщин призывают быть, ведь это так удобно! А некоторые хотят, чтобы и мужчины тоже были такими, причем я подозреваю - с целью, чтобы и мужчинами тоже было легко управлять.)

В сравнении с таким Христом Пилат в обоих произведениях выглядит... в первую очередь мужественно. Чтобы уточнить: я говорю исключительно о "мужском архетипе", который называется мужским исторически (спасибо патриархату), но по факту содержит качества, необходимые человеку любого пола. Я лично знаю гораздо больше женщин, имеющих эти качества, нежели мужчин.
Пилат здесь - сильный ответственный человек, который должен принять важнейшее и серьезнейшее решение. Он обладает властью, но власть для него - в первую очередь ответственность. Он взвешивает все факторы - благо вверенного ему населения Иудеи, мнение его руководителей, личность "преступника", и да, также аспекты, относящиеся к его собственной персоне - то, что будет сломана карьера. Для Пилата это существенно, он ценит себя, он добился этого поста и не то, что теперь этот пост - единственное и главное в жизни, но и отдавать его неизвестно за что Пилат не собирается.
В то же время он в обоих случаях явственно и четко ощущает мистическую составляющую, он не туп, не оперирует исключительно бытовыми аргументами, для него за этим бродячим проповедником стоит нечто куда большее.
Взвесив все возможности, он принимает решение. В обоих случаях он сам несет ответственность и наказан за это решение, в опере причем он заранее предвидел это наказание общественным проклятием ("Сон Пилата").
Все это - поведение сильного, настоящего человека. "С яйцами" (еще раз добавлю, что в данном случае яйца к физическому полу не имеют отношения).

И оно более привлекательно, по крайней мере, для меня, потому, что миру остро не хватает мужественного (опять абстрагируемся от пола) начала. Прежде чем исцелять мир, помогать ему - надо сначала избавить его от зла. Защитить. Уничтожить зло. Для этого необходимы мужество, агрессивность, сила, собственное достоинство.

Эти качества, собственно говоря, ярко выражены в евангельском образе Христа, или, допустим, в "Страстях" Гибсона. Вот там Христос совсем другой. Там он знает, чего хочет, ничуть не стесняется послать врагов на все буквы алфавита, назвать зло - злом, а врагов - врагами. Там у него не "все люди добрые", а есть вполне конкретные агнцы и козлища, которым уготована совершенно разная судьба. Там он объединяет в себе как качества "женственного" архетипа - понимание, любовь, исцеление, так и качества "мужественного" - власть, сила, ответственность. Представляя собой таким образом совершенную личность. Его смерть потрясает, потому что это - сознательное самопожертвование героя, сильного человека, который принял трудное для себя решение и осуществил его.
(это у нас тут в воскресенье Пасха уже, завтра Страстная пятница то есть, у нормальных людей нерабочий день, вот и лезет в голову всякое).
Tags: музыка, про книжки, христианство
Subscribe
promo prytt июль 27, 2017 19:51 Leave a comment
Buy for 20 tokens
Целью данного исcледования является желание вскрыть... проблему, почему КАПИТАЛ не может успокоиться. Некоторые звенья цепи размышлений пропущены. Но, думаю, умному достаточно, а глупому бесполезно. PART ONE В одном царстве в одном государстве, в чем-то даже феодальном, было 10... (все по 10,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments