blau_kraehe (blau_kraehe) wrote,
blau_kraehe
blau_kraehe

О насилии

Во-первых, прорекламирую замечательную серию постов, которую читать надо обязательно.
Насилие для чайников: http://ne-matros.livejournal.com/547660.html

О частно-психологическом аспекте там сказано достаточно много, и сказано прекрасно.
А я тут немного порассуждаю об аспекте общественном.

Осуждая насилие, в частности, в семьях, обычно к этому приплетают и насилие государственное. Все же логично. Государство дрючит родителей, те дрючат детей...
В итоге иногда доходят до уже совершенного бреда:

Дело в том, что существует одно жизненное обстоятельство, когда кричать на ребенка и бить ребенка не только разумно, но и гуманно. И мы прожили в этом обстоятельстве добрую сотню лет, если не особо углубляться в историю. Я говорю о лагерном этапе, о колонне заключенных. В колонне узников или колонне рабов (последнее касается африканцев) никогда не бывает времени договориться с ребенком, уважая его личность.

Дорогой автор! Вернитесь же уже на землю. Какая колонна? В каких таких обстоятельствах жили "мы" сотню лет? Вы, что ли, автор, в детстве хотя бы такие "колонны" где-то видели? Ну хорошо, пусть бабушки-дедушки. Да пусть даже как у Солженицына в лагерях сидела половина СССР - но ведь их туда по крайней мере не с детьми отправляли! В общем, уже несусветная чепуха какая-то.

На самом деле это вполне психологическое явление. Всем нам хочется видеть мир в общем добрым и светлым, а людей хорошими.
То, что насилие в наличии чуть ли не в каждой первой российской семье (а по моему опыту, и в европейских тоже - ну может, чуть пореже и главное, помягче), заставляет сомневаться в общей светлости мира и хорошести людей. Жить с этим тяжело. Поэтому доброму, хорошему человеку хочется объяснить это какими-то ужасными историческими корнями, например. Тоталитаризмом.
(это, конечно, хороший вариант, а плохой - например, это может быть вариант оправдания собственного насилия над ребенком. У родителя же ужасные исторические корни, у его дедушки корову отобрали, да и вообще! Так что понять родителя можно).

Ерунда это вот еще почему. Потому что насилие над женщинами и над детьми (в еще больших масштабах,и в этом участвуют и женщины) было всегда и везде. В "цивилизованных" странах оно было таким, что вообще волосы дыбом. Можно почитать, к примеру, Кона, там об английских школах такое рассказывается, что бледнеет Достоевский со "слезинкой ребенка". А как насчет собственно Достоевского, Сологуба, Лескова, Чехова, Толстого, да всех, кто подробно описал жутчайшее калечащее семейное насилие во всех подробностях в замечательной "России, которую мы потеряли" - и заметим, никаких концлагерей и колонн! И даже на рабство крепостных тут не спишешь - писатели в основном касались образованного класса, дворян, чья родословная никаких крепостных не содержала, и вот поди ж ты.
О том, как лупили детей в Германии практически все послевоенное время, я лично наслушалась более, чем достаточно. Я постоянно общаюсь с пожилыми людьми. Били их, били детей они сами. Причем зачастую с немецкой обстоятельностью этак, даже подробности описывать тошно.
Это только физическое насилие. О психологическом и говорить нечего - но обычно все виды насилия сочетаются.

В начале статьи автор умиленно описывает вменяемую английскую маму, которая прекрасно договаривается с ребенком. Да, это хорошо, ничего не скажешь. И да, на западе таких родителей становится все больше, общественное сознание, что бить детей нельзя, да и за словами надо следить, и уж негатив на ребенке точно не вымещать, становится очень распространенным. Только вот это - явление совсем недавнее, начавшееся лет 20-30 назад.
И началось оно вовсе не либеральным путем, не потому, что родители "чувствуют себя свободными". Как раз наоборот - потому что они НЕ чувствуют себя свободными, а значит, вправе делать с ребенком все, что угодно. Я тебя породил - я тебя и... сами понимаете.
Да, страх. И да, это нормально.
Да, страх, что если у ребенка увидят синяки, то может быть разбирательство. И если он проговорится, что вот дома наказали - то может быть разбирательство вплоть до отбора ребенка. И если он расскажет, что ему дома говорят и как наказывают вообще...
Короче говоря, да, что вмешаются, и нарушат идиллическую картину "я - прекрасная мать" и "я - хороший отец".
И это привело почему-то вовсе не к тому, что прям куча детей отправились в детдома - в Германии мало детдомов вообще и детей там мало. А к тому, что родители снизили обороты.

Давайте уже отдадим себе отчет: наш мир построен на насилии весь, целиком. От колыбели до могилы. Нет, он не хороший и не светлый, наш мир.
Бывшая жертва насилия (к примеру, родительского), разумеется, может "поработать над собой" (жертвы вообще любят "работать над собой", им все время это советуют и даже настаивают на этом!) Все-таки как-то преодолеть последствия травм, социализироваться, даже начать строить отношения с людьми, нормально работать.
После этого такая жертва начинает активно настаивать на том, что насилия быть не должно! Вообще. Начать с государственного - не должно быть, конечно, никакого государственного насилия! (вот посмотрите, какой ужас - люди вспоминают про какие-то фантастические колонны и начинают лупить своих детей).
И вообще должны быть мир, дружба, жвачка, цивилизованная жизнь. Это такие благие пожелания.
Беда лишь в одном: насильнику это не интересно. Он с энтузиазмом даже поддержит эти идеи. И возьмется за старое. Потому что у него голова тикает по-другому. "Я же всего лишь сказала доченьке...", "Мы тебе ничего плохого не делали", "Подумаешь, все бьют, какие мелочи", "она сама виновата, довела, такую кто угодно бы ударил". У него после сеанса насилия наступает жестокий диссонанс: надо же сохранять хорошее мнение о себе, а факты этому противоречат. Тем хуже для фактов! Насильник охотно искажает реальность. Уверена, даже прочитав этот мой пост, человек с искаженной реальностью в голове воспримет его совершенно по-своему, я даже примерно могу предсказать - как... ну да ладно.
Кстати, искажает реальность и жертва, которая находится под влиянием насильника.

Но мы хотим интеллектуальной честности. А если мы этого хотим, надо признать - да, есть ряд людей, которые не поддаются перевоспитанию (потому что они "не знают", что у них не так, у них все прекрасно!), не реагируют на призывы, вообще не хотят ничего менять, именно потому, что из этой ситуации получают профит. Мама имеет возможность срывать плохое настроение на дочке, муж - на жене. Это приятно, это затягивает, самооправдание у них давно уже есть, ну и зачем им что-то менять?

Единственное, что может повлиять на таких людей - страх. То есть перевод уже ИХ в положение жертвы. Нет, жутких репрессий не надо. Мы же видели - достаточно легкой отдаленной угрозы и понимания, что другие люди, общество тщательно следят за твоими отношениями со слабыми домочадцами. Что эти отношения невозможно скрыть полностью.
Правда, я не знаю, как это осуществимо в РФ - для начала надо подготовить квалифицированных пусть не психологов, но социальных работников. Потому что если в качестве социального работника в семью явится тетка, которая и сама не видит ничего плохого в хамстве, и не понимает, что не только дети могут хамить родителям, но и наоборот (и чаще - наоборот!) - то что из этого выйдет? Пожалуй, жертву еще и прищучат.
Помню из своего детства: в местной газете как-то прочитала, что двенадцатилетний мальчишка сбежал из дома, потому что его пороли. Конечно, милиция тут же вернула его в семью. И тон статьи такой снисходительный: мол, не понравились мальцу методы воспитания, нежный какой.
Почему-то эта статья произвела на меня совершенно жуткое впечатление - ведь ребенку действительно податься некуда, ведь бегут из дома не от пары шлепков, а видно, уже совсем невыносимо стало... Но солидарности такой ребенок не встретит нигде - что за глупости, мама с папой не нравятся? Ну-ну, ерунда какая.
Вот это - ненормально.
Tags: гуманизм, про людей
Subscribe
promo blau_kraehe december 15, 2015 18:46 1
Buy for 10 tokens
можно за 10 жетонов
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments