Йозеф Ратцингер - это один из умнейших людей нашего времени. То, что при этом меня могут совершенно не устраивать какие-то его взгляды, не мешает признавать его исключительно умным человеком.
На мой взгляд - следующий из прочитанных статей и книг Папы - этот человек в общем и целом склонялся к истинно традиционному христианству, то есть исходящему не из нынешних политических надобностей и данностей, а из того представления о правильности служения Христу, которое сложилось где-то так в Средние Века, даже шире, после имп. Константина и до конца 19го столетия.
Можно выделить три нисходящие области в этом отношении: первая - собственно, духовность (вера как таковая), вторая - религия (определенный способ "отправления" веры), и третья - назовем ее "политика", то есть то, каким образом человек претворяет веру в реальную жизнь. Разумеется, в политике Ратцингер был малоприятным, а зачастую и бесчеловечным консерватором, и это исходило из способа религиозности, который он избрал.
Но однако, во-первых, на мой взгляд, Ратцингер всегда был искренним человеком. Может быть, я заблуждаюсь. Но мне так кажется. То есть второе и третье исходило у него из первого. Он не врал сознательно.
А во-вторых, я вообще считаю традиционалистов более последовательными религиозниками. Надо либо отказываться от всяких внешних проявлений религии вообще (как это делаю я, например), либо быть традиционалистом, последнее, по крайней мере, честно. Я повидала достаточно модернистов, живущих в подвешенном состоянии, и это абсолютно непоследовательное состояние, свидетельствующее о недостаточной строгости ума и неглубокой вере.
Да, под традиционалистами я имею в виду католических традиционалистов, например, братство св.Петра (о братстве св. Пия Х у меня тоже есть свое мнение), хотя подобные встречаются и среди православных. Но связь "традиционализма" с чисто мирскими явлениями, такими, как государство, представляется опять же лишенной логики - и последствия ее сокрушительны; православные, служащие Государству, а не Христу, нередко представляют из себя печальное зрелище, напоминающее о психолечебнице, а не о храме.
Йозеф Ратцингер - человек очень, повторяю, умный, и очень последовательный.
Когда новый Папа начинал свое служение, мне пришло на ум - и я даже записала это где-то в дневнике, кажется, в старом - сравнение его с героем Гессе, Магистром Игры, Йозефом Кнехтом.
Это было скорее интуитивное сравнение - необычный, яркий, умный человек, закономерно пришедший к высшей возможной точке своей карьеры; глубокая связь со всей немецкой культурой, можно сказать, эта культура, эта ментальность породила Ратцингера.
Напоминаю, что Магистр Игры у Гессе, достигнув высшей точки карьеры, то есть став магистром... через некоторое время приходит к озарению: само существование Касталии было ошибкой, нельзя консервировать знание, знание принадлежит всем, обычным людям, надо нести его людям. И тогда Магистр неожиданно для всех, впервые в истории Касталии, оставляет свой пост и уходит, чтобы стать простым учителем и учить обычных, не избранных людей... правда, ему это не удается из-за несчастного случая.
Мы, конечно, не знаем ни мотивов Папы, ни внешних факторов, не можем предполагать и того, что как-то изменилось его мировоззрение, хотя не можем этого и исключить. Рассуждения обо всем этом - чистая спекуляция.
Я всего лишь удивляюсь, что аналогия с Кнехтом неожиданно получила новое развитие.
Journal information