То есть вообще-то надо вести речь о массовом явлении. О катастрофе.
Наверное, неудивительно, что я в таких случаях всегда получаю комменты, о том, какие женщины плохие, как "доводят", и всяческие оправдания для семейного насилия. Некоторые мужчины почему-то сразу ощущают себя обиженными, как только заговоришь об этом. Вопрос, почему?! Если сами они не виноваты - то ведь и в статье (кстати, 1я статья написана мужчиной) нет общих обвинений по половому признаку, дескать ВСЕ мужчины...
Но с другой стороны, распространенность-то явления действительно очень большая.
Во второй статье анализируют тоже тревожные признаки: обычно убийцами становятся те, кто практикует долго очень жестокое насилие. В отличие от более слабого, которое к убийству не приводит. Но наверное, и те, кто практикуют "более слабое", начинают ощущать, что рыльце в пушку.
Да и как на самом деле провести границу, как определить степень насилия?
Тут может помочь (кроме, конечно, полной экономической самостоятельности женщин, организации государственного ухода за детьми и т.д,) внедрение в общественное сознание четкого понимания, что любое физическое насилие в отношении других людей запрещено. Что нет вообще никаких оправданий для удара. Скажем, в наших учреждениях по уходу, в психиатрических учреждениях бить пациентов строго запрещено - а ведь пациенты бывают такие, что и сами бьют и нападают на персонал. Всегда можно уйти в сторону, обезопасить себя, а потом спокойно решить, каким образом (и не в одиночку, конечно) успокоить буйного пациента. То есть как-то же люди справляются даже с психически больными без насилия. Когда действует четкий запрет на него.
Оправдание "она меня довела" - вообще смехотворно. Довела - можно разбить тарелку, выйти и хлопнуть дверью, можно точно так же ответить словами. А затем принять какие-то меры - например, поход к семейному психологу или развод.
Но добиться такого массового поведения можно только одним образом - сделать семейное насилие реально наказуемым. Только реально, а не по принципу "ну мы же все понимаем, довела мужика, сама виновата".
Journal information