blau_kraehe (blau_kraehe) wrote,
blau_kraehe
blau_kraehe

Category:

Исторический материализм

Предисловие.

Продолжаю попытки популяризации марксизма. Сознаю свою ограниченность и недостаток знаний. Тех, кто разбирается, прошу либо пролистывать, либо читать и вносить конструктивные предложения по улучшению серии. Желательно со встречными предложениями и собственными примерами и дополнениями. 
Здесь будет рассматриваться истмат. Меня несколько ужасает объем материала, я постаралась его максимально сжать, но боюсь, в итоге могло получиться слишком поверхностно.

Часть 1. Материализм.

Часть 2. Основные понятия исторического материализма. Базис, надстройка, общественно-экономическая формация.

В работе "К критике политической экономии" Маркс написал так:

"В общественном производстве своей жизни люди вступают в определённые, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определённой ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определённые формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще".

Таким образом, базисом в истмате считаются две вещи:
1. производительный силы (уровень технического развития общества).
2. производственные отношения (отношения собственности и вообще все те отношения, которые возникают в процессе производства).

Как мы помним, Маркс предложил в рассмотрении исторических процессов, так же, как в физике, биологии и других науках. исходить из материального - того, что можно исчислить, увидеть и пощупать. Этой материей и является базис. Как видим, к базису относятся не только непосредственно материальные физические блага, но и отношения, прежде всего, собственности. Это тоже вполне материальный предмет: собственность, ее наличие, ее распределение.

Все остальные общественные явления относятся к надстройке, которая возникает не произвольно сама по себе, "в зависимости от настроений людей", а непосредственно зависит от базиса.
Надстройка - это: государство и право (впрочем, часто эти явления выделяют в отдельную промежуточную ступень, но в любом случае она зависит от базиса). Религия. Идеология. Культура. Искусство. Философия. Образование. Семейные отношения. Все, что угодно (добавить нужное).



Исторические изменения, утверждает Маркс, происходят именно тогда, когда меняется базис. От базиса зависит все остальное. Эту мысль можно оспаривать, и это не раз делалось. Например, Макс Вебер предположил, что развитие капитализма началось в связи с появлением протестантской этики (то есть религиозные изменения привели к изменению базиса). Однако во-первых можно показать, что это не так исторически (например, капитализм развился также в странах, где не было никакой протестантской этики).
А во-вторых, такой материалистический подход к истории дает инструмент для ее понимания (и даже направленного изменения), в то время как подход идеалистический (базис меняется в зависимости от настройки) не дает никакой возможности что-либо понять и уловить закономерности.
"Когда все люди станут хорошими", тогда и наступит коммунизм - совершенная ерунда, что интересно, очень распространенная. Я часто слышу (от немцев): коммунизм - прекрасная идея, но люди недостаточно хороши для нее. Но коммунизм - это вообще не идея, и он уж точно не требует, чтобы люди "сначала" стали хорошими. Он вообще-то как раз требует изменения базиса - а вовсе не психологии людей. Технического развития и изменения отношений собственности.

Из этого, опять же, не следует, что надстройка сама по себе ничего не значит, и что в рамках базиса ее не нужно менять, не нужно пытаться влиять на нее. Надстройка значит очень много, и что важно - надстройка в свою очередь может влиять на базис. Например, создание в рамках надстройки коммунистической партии может привести к изменению отношений собственности (правда, если для этого имеются предпосылки в самом базисе!).  Ревизионизм в правящей коммунистической партии тоже приводит к изменению отношений собственности - в противоположную сторону.

Еще одно важнейшее понятие истмата - общественно-экономическая формация (далее ОЭФ). Таких выделяется пять: первобытнообщинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социализм/коммунизм. Некоторые выделяют также "азиатский способ производства" как отдельную формацию.
ОЭФ основана на определенном способе производства, господствующем в данном обществе (важно, что одновременно обычно существуют несколько разных способов производства - но речь идет о господствующем).
(дальше все очень кратко, иначе невозможно - тема просто необъятная. Желающие расширить кругозор, могут дальше гуглить).
При первобытнообщинном строе частная собственность на средства производства отсутствует, общинная жизнь, совместная охота/земледелиие/животноводство. Классы отсутствуют.
Со временем частная собственность возникает, так как с развитием земледелия и животноводства возникают излишки, и мужчины начинают присваивать их себе, а заодно и женщин; начинаются войны, в результате которых захватываются пленные, их можно приставить к работе. Это первые рабы.
Рабовладельческий строй основан на использовании труда рабов, здесь уже имеется два класса (плюс промежуточная прослойка свободных бедняков) - рабы, создающие ценности, и рабовладельцы, которые владеют рабами. Раб лишен собственности даже на собственное тело.
Cледующей стадией является феодальный строй. Он характеризуется наличием двух классов (по отношению к собственности - не путать с социальными слоями), феодалы, владеющие землей и живущими на ней крестьянами, и собственно крестьяне (а также независимыми прослойками, обслуживающими феодалов - например, ремесленники, духовенство). Крестьяне, в отличие от рабов, обладают собственностью на свое тело (впрочем, тоже - весьма относительной). Но земля как основное орудие производства, не принадлежит им (часто им не принадлежат и сами орудия).
В недрах феодального строя зарождается класс капиталистов (этот процесс будет далее подробно рассмотрен), собирающих капитал и нанимающих за деньги свободных рабочих. На этот момент капитализм является прогрессивным (хотя и бесконечно жестоким и бесчеловечным) строем. При капитализме имеются два опять же класса: владеющие орудиями производства капиталисты и пролетариат, владеющий только собственной рабочей силой и вынужденный продавать ее, чтобы жить.
Ленин выделяет империалистическую стадию капитализма, которая существует до сих пор и является его последней стадией. В итоге капитализм через социалистическую революцию должен освободить место следующей ОЭФ - социалистической (о подробностях также позже).

Эти формации являются приблизительной схемой, путеводной нитью, в реальности путь каждого отдельного народа индивидуален, многие народы никогда не имели рабовладельческой фазы, другие - феодальной, третьи из первобытнообщинной сразу попали в капитализм или социализм и так далее.

Переход от одной формации к другой обычно (хотя на ранних стадиях - не всегда) является революционным и представляет собой изменение базиса. Любые изменения надстройки никакой смены ОЭФ не предполагают! Только изменения отношений собственности.
Переходная революция совершается тогда, когда достигнут определенный уровень научно-технического развития, и когда старые производственные отношения начинают тормозить развитие производительных сил. Это очень важный момент. Из "Критики политической экономии":

Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы. для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше. чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества.

Естественно, в ХХ веке капитализм, даже перейдя в высшую стадию своего развития, далеко не исчерпал себя, и как мы видели, продолжал давать простор для развития производительных сил. Только сейчас можно заметить более или менее очевидное торможение прогресса из-за устаревших производственных отношений.
Срок гибели капитализма еще не настал в ХХ веке - и в теории, и на практике. Но этот срок вполне может настать сейчас или поколением позже.

Tags: введение в науку о слонах
Subscribe
promo blau_kraehe december 15, 2015 18:46 1
Buy for 10 tokens
можно за 10 жетонов
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments