Когда можно сказать - я не виновата перед Богом. Бог видит правду, и правда рано или поздно обязательно выйдет на свет.
Я понимаю, что вопрос заключается в независимости этических суждений. Дело в том, что если считать - как принято - что нет этики вне человеческого общества, то невольно начинаешь искать этические критерии внутри общества. А если их там искать, то легко получить шизофренический кризис.
Например, в наше время практически бесполезно стремиться вести себя этично, придерживаться какой-то этики в своих суждениях, жить по совести. Какая разница? Если завтра любая хабалка, любой "известный журналист" из всех твоих потуг выражаться сложно и неоднозначно, соблюдать пиетет по отношению ко всем (а не только к тем, кто тебе нравится) - сделают и разнесут что-нибудь совершенно дикое. Ну вроде: эта сука утверждала, что жертвы сталинских репрессий сами виноваты и так им и надо.
А попросишь доказательств - в ответ приведут цитату совершенно о другом, с противоположным смыслом, и не смущаясь заявят, что вот именно это ты и хотела тут сказать. Ясно же!
Какая разница? И нельзя надеяться, что "люди увидят разницу". Люди увидят то, что им захочется. Большинство пойдет за авторитетами.
И невозможно даже рассчитывать, что "время все расставит на свои места". Увы! Моя богатая практика показала, что чем дальше, тем больше вранья накручивается. А еще распространяется, подхватывается и разносится.
И если допустим далекие потомки откопают какой-нибудь диск с нашими срачами, в глазах этих далеких потомков все равно скорее всего я окажусь во всем виноватой.
Аналогично, если придерживаться идеи, что "нет этики вне общества", то совершенно невозможна и ситуация:
"он не боится ни смерти, ни позора, он уже считает себя мертвым и опозоренным" (с).
В этой ситуации человек в действительности боится поступить неэтично - боится предать; "позор" - то есть этические суждения окружающих о том, что он предатель - для него менее страшен, чем сам факт предательства (то есть поступка, не соответствующего его внутренней этике).
Конечно, в этой ситуации человек для нас выглядит очень хорошо, красиво, интуитивно мы понимаем, что это правильное поведение, героическое поведение.
Но это мы понимаем, а не те, кто его окружает. А в реальности (не будь он книжным героем) никто бы не узнал о его этичности.
Казалось бы, напрашивается вывод о том, что можно построить свою собственную внутреннюю этику и поступать в соответствии с ней, даже если все вокруг считают тебя неправым.
Это представляется поведением сильного человека.
Но в жизни так ведут себя многие, и это не поведение "сильного человека", это поведение эгоиста или сумасшедшего, не умеющего реагировать на сигналы окружения.
Фактически единственный выход - это сказать: ну что ж, пусть все так и будет, но Бог видит правду.
Правда, и это сложно сделать, будучи ВХ. У пребывающих в лоне церкви воспитывается мазохистско-рабское отношение к себе. Ты неправа ВСЕГДА, в любой ситуации, по определению. Потому что грешник. Если допустим, вломили ТЕБЕ - то ты все равно неправа. В том, что допустим, подумала что-то не то при этом, не те чувства испытала... В общем, сама найди, в чем виновата, трудно, что ли!
Но люди, которые не так глубоко воцерковлены (или просто традиционно воцерковлены, а не неофиты), все-таки чувствуют эту возможность и нередко говорят: Бог видит правду.
Если знают, что правда - на их стороне.
Опять же, это нельзя считать доказательством бытия Божия, разумеется; всегда можно сказать, что эта надчеловеческая этика - совокупность всего собранного человечеством, лучшее из собранного, отборное, самые тонкие и высокие понятия, созданные за тысячелетия.
Так вот. Бог видит правду. Я ничего не делала этим людям. Я ни в чем не виновата перед ними. И я не виновата в том, в чем они меня обвиняют.
И как уж они дальше будут с этим жить - это их дело.
Journal information