Вот говорят, что есть такой "запретный" сюжет (например, в этом обвиняли Дейтрос-1):
- берется ничем не примечательный человек, даже неудачник, помещается в другой мир, и там его жизнь становится яркой и интересной, он всячески приключается и трансформируется в совершенно другую личность.
Говорят, что этот сюжет банален, и что "так пишут все".
Может быть. Я вообще мало читаю "говнофантастики", слишком мало (допускаю, что и хорошее из-за этого пропускаю, но в мире, кроме фантастики, есть так много всего - вот сейчас, скажем, я дочитываю Амаду, наверстываю то, что пропустила в юности, плюс под настроение Бертрана Рассела. Даже для фантаста литературный мир не должен быть ограничен фантастикой!).
И я во всей прочитанной фантастике могу вспомнить максимум 1-2 произведения с подобным сюжетом. Возможно, не очень хорошие.
С другой стороны, если расширить эти рамки, то наоборот - больше половины книг описывают именно эту ситуацию. Ведь вариантов в принципе немного:
1. ГГ с самого начала необычная, яркая личность и живет не как все, смены обстановки по сюжету не происходит (скажем, "Альтист Данилов").
2. ГГ с самого начала необычная, яркая личность, которая потом попадает в сказочную обстановку и проявляет лучшие свойства натуры, которые проявлялись уже и на Земле (скажем, "Звездные короли" - там главгер бывший военный летчик).
3. ГГ обычная личность, которая попадает в сказочную обстановку и проявляет скрытые свойства натуры, которые в обычной обстановке просто не могли проявиться. Это совершенно нормальная и психологически оправданная ситуация! И в обычной обстановке, если начинается, скажем, война, человек проявляет скрытые свойства характера. (пример - да хотя бы Люк Скайуокер в ЗВ).
4. ГГ обычная личность, которая попадает в нестандартную обстановку, там перевоспитывается, перековывается и проявляет новые свойства натуры. (пример - скажем, Корнелий Глас у Крапивина в "Гуси-Гуси").
Честно говоря, я не вижу ничего плохого ни в одном из этих вариантов! Почему какие-то из них лучше других? Почему я имею право писать о яркой необычной личности, но не могу начать с того, что вот жила вроде бы обычная с виду девочка... Кстати, эта девочка тоже была не такая уж простая. Это я о Кейте.
Может быть, потому, что востребованы образы сильных людей, которые сделали себя сами в той обстановке, которая была им дана? Например, как Синь.
Да, это актуально. И писать о слабом человеке, которого меняет что-то внешнее - это сдача с психологической точки зрения. Потому что к нам, граждане, это внешнее не придет - не прилетят хорошие инопланетяне, не попадем мы в Дейтрос, не откроются у нас необычные способности... Нам придется жить с тем, что есть.
Но ведь задача любой книги не сводится к психологическому инструктированию читателя!
Задача книг о Дейтросе - как раз показать общество, которое, при всех его недостатках, способствует личностному росту каждого человека. Вот такое общество мы уже один раз прос..али, и такое общество все-таки можно было бы построить.
Обвиняли, например, Ильгет в том же - что была вот такая неудачница, "ничего не добившаяся", и вот вдруг у нее все началось. Да, но ведь она была неудачницей в описываемый момент как раз потому, что "злобный враг" устроил ей такую жизнь (в последнем варианте это подчеркивается). А до того она была обычным человеком - да и таким ли уж обычным? Да, не стандартная "сильная личность". Но в этой книге собственно и рассказывается о том, какие ценные качества - этика и интуиция, ведь при всех своих недостатках именно Ильгет в итоге раскрывает заговор кнасторов, благодаря проницательности, умению дружить и любить, таланту. И все успешные люди были когда-то "обычными"...
Короче, я не знаю, почему этот сюжет должен считаться нехорошим! Чем он хуже остальных видов сюжета.
Другое дело - если превращение психологически неоправданно, если в самой личности "маленького человека" нет даже следов, наметок, благодаря которым эта личность в дальнейшем претерпевает изменения. Грубо говоря, был какой-нибудь совершенно трусливый и жалкий "офисный планктон" без зачатков ума и таланта - попал в другой мир и внезапно, без всякого перехода, превратился в Черного Повелителя... Тут да, нереально.
Но виноват в этом отнюдь не сюжет.
Journal information