Хорошая статья: Джеймс Петрас. Государство всеобщего благосостояния: триумф и падение.
Автор рассматривает уникальную ситуацию, сложившуюся в ХХ веке: с одной стороны - социалистические государства, которые он называет "коллективистскими", и которые, как их ни называй, все-таки создали довольно приличные по мировым меркам условия для трудящихся; конкуренцию между ними и западными государствами, которые были вынуждены идти на уступки для своих рабочих; ситуация сейчас, когда разрушена первая система, и вторая уже не видит необходимости поддерживать "приличные условия".
И роль во всем этом "антисталинистских левых".
Десятилетия спустя после смерти Сталина, когда советское общество развивалось по пути авторитарного вэлферизма, эти горе-мыслители продолжали называть восточноевропейские режимы «сталинистскими», обходя стороной основу их легитимности – обеспечивавшуюся этими режимами высокую степень социальной защищенности. Те же самые интеллектуалы утверждали, что «сталинистская система» была препятствием на пути к социализму. Они настраивали рабочих против положительных аспектов этой системы, делая акцент исключительно на репрессиях и «Гулаге». Они заверяли, что «крах сталинизма» откроет безграничные перспективы для «революционно-демократического социализма». В действительности же, падение советского блока и коллективистского вэлферизма привело к катастрофическому обрушению государства благосостояния, как на Востоке, так и на Западе, возродив наиболее опасные формы примитивного неолиберального капитализма.
Вот!
Проблема в том, что "антисталинизм" как явление развился как следует лишь после смерти Сталина, и сейчас еще, когда ИВ уж более полувека мертв и связанные с ним явления (любые) совершенно невозможны, все еще создаются новые антисталинистские сообщества, как в РФ, так и на Западе. Как правило, Сталин, которого они себе воображают, не имеет ничего общего с реальным историческим персонажем, его взглядами и поступками.
Еще Зиновьев заметил, что антисталинизм - это сталинизм с обратным знаком; это приписывание одной-единственной, пусть яркой, личности волшебных свойств всемогущества, всеведения, абсолютной власти (и даже мистической связи с преисподней, а-ля Д.Андреев).
Но дело даже не в том, что это бредовая идея, пусть люди верят во что хотят.
Дело в том, что антисталинизм - хороший такой намордник на левых. Он исходит из концепции "тоталитарных режимов", противопоставляющей "хорошие, демократические" и "тоталитарные страны", к последним относятся СССР и гитлеровская Германия. Эта концепция строго перпендикулярна марксизму и отвлекает от вопроса собственности на средства производства и от борьбы за собственно говоря права трудящихся, она даже делает такую постановку вопроса невозможной! Петрас пишет об "университетских левых"; но на Западе есть и нормальные левые-практики (взять, например, нынешних председателей Линке), которые положили жизнь на борьбу за улучшение прав трудящихся. Но и эти практики половину своей энергии тратят на доказательство того, что они не верблюды, они ни в коем случае не "сталинисты", они хорошие. И это тоже не помогает, так как от концепции "тоталитаризма" никуда не уйдешь, и от обвинений в "сталинизме",коль они уже возникли, не отмоешься. Борьба за права трудящихся очень затруднена, собственно трудящиеся, оболваненные пропагандой, часто видят в левых каких-то "опасных сталинистов", а вовсе не тех, кто защищает их же нормальную жизнь. (тут еще можно упомянуть концепцию "экстремизма", прямо вытекающую из "тоталитаризма".
При том в Германии, скажем, никого не волнуют реальные события 30х гг в СССР. Все еще хуже: под "сталинизмом" понимается, например, само существование ГДР. Вполне себе мягкого и демократического государства в сущности. То есть "антисталинизм" - это на самом деле просто "антисоциализм".
Антисталинизм не имеет ничего общего со стремлением реально оценить историческую правду, понять, что именно происходило в СССР в 30е-50е годы, понять причины тех явлений, оценить их с точки зрения правды и прежде всего интересов трудящихся, понять, с чем эти явления были связаны.
Нет - стремление реально понять и оценить - это необходимо, но для этого нужно как минимум спокойное отношение к вопросу.
А антисталинизм вообще не позволяет этого сделать; ничего "оценивать" нельзя, это запрещено, оценка существует только одна - "ужасно!" и краска существует только одна - черная, и если вы не выразили ритуальной ненависти, к рассмотрению тех событий вас вообще не допустят.
Что вполне объяснимо.
Я охотно верю, что некоторые недалекие либералы и левые искренне верят, что антисталинизм - это осуждение жестоких и несправедливых методов юстиции, расстрелов, культа личности. То есть для них антисталинизм - это такой подвид гуманизма. Они хотят быть гуманистами, это понятно и объяснимо. Все хотят быть хорошими.
Но дело в том, что это "осуждение антигуманных методов" - лишь поверхностный слой антисталинизма, суть же его - отрицание каких-либо достижений социализма вообще, как на Востоке, так и на Западе, отрицание социальных благ, которые все-таки советские люди имели в наличии, и отрицание того, что и на Западе эти социальные блага были завоеваны теми же "плохими социалистами и коммунистами", и вырваны у капиталистов под давлением конкуренции соцстран.
Неудивительно, что в Германии, к примеру, появляются "сталинисты" - на самом деле это, скорее, антиантисталинисты.

Вопрос отношения к Сталину становится вопросом отношения к социализму вообще: к дальнейшей борьбе за права трудящихся, к готовности в этой борьбе идти до конца, до завоевания пролетариатом политической власти и собственности на средства производства, и даже к готовности хотя бы реально отстаивать социальные блага для трудящихся в рамках существующей системы.
Или же удобно вписаться в нее, получая денежки и призы за "социальный ангажемент" в рамках левого движения - и ничего при этом не меняя.
Journal information