blau_kraehe (blau_kraehe) wrote,
blau_kraehe
blau_kraehe

Category:

Дети, родители и общество

Когда говорят о "государственном воспитании детей", обычно начинается содом и гоморра. И не случайно - возражений против этого очень много, и часть из них реальна. А вариант "государственное воспитание" в общественном бессознательном связывается только с книгами Ефремова и Стругацких, где ребенка сдали в интернат в возрасте 1 года и забыли.
Против такого варианта, конечно, есть множество возражений. Маленький ребенок не развивается умственно и физически без присутствия любящего доверенного лица - это доказанный факт, синдром депривации и все такое. Общественные учреждения по уходу за детьми современного типа - спальня на много коек и один воспитатель на 20 детей - вызывают дрожь; многие еще помнят, что даже в садик ходить не хотелось, и собственные дети туда не рвутся. Наконец, родители любят детей, и непонятно, зачем рожать ребенка, если его немедленно отберут. Как считал Ефремов - "долг каждой здоровой женщины", родить двух детей для общества? Довольно наивно он считал, надо сказать.

Но с другой стороны, и с чисто семейным воспитанием, даже в таком варианте, как у нас (а ведь у нас уже есть школы, развивающие кружки, педиатры, психологи, родители не делают "все сами") - есть серьезные проблемы. И чем дальше идет развитие производительных сил, тем больше они усугубляются.
- Родители, как правило, не способны создать условия для полноценного развития и обучения каждого ребенка. Например, если они говорят не на государственном языке - добиться, чтобы ребенок владел им в совершенстве; создать дома учебную атмосферу, ограничить телевизор/компьютер. Вообще это не является приоритетом родителей - как ребенок будет учиться в школе; школа - одно, семья - другое. А современное общество требует только хорошо образованных, грамотных людей, даже на вспомогательных рабочих специальностях.
(специально для особенно умных - я говорю о родителях в массе, а о не о вас и вашем ребенке лично, возможно, конкретно ваш ребенок - гений, и вы занимаетесь его домашних обучением без всякой школы. Массово это невозможно).
- Современное производство невозможно без занятости женщин; мечты о том, чтобы "загнать всех женщин на кухню" нереализуемы не из-за злобных феминисток, они нереализуемы с тех пор, как появился капитализм, создать массовую прослойку домохозяек удавалось лишь на короткое время в самых богатых странах. Занятость женщин противоречит их "традиционной функции матери", работающей матери некогда заниматься ребенком, она предпочитает рожать поменьше, страдает и воспитание, и работа. А без занятости женщин современную экономику поддерживать невозможно.
- Родители обладают хотя и ограниченной в наше время, но очень большой, колоссальной властью над ребенком, в России они все еще имеют право ребенка бить; везде родители охотно и много применяют психическое насилие в колоссальных размерах. Это не единственная причина деформаций детского характера, такой причиной может быть и наоборот, вседозволенность, полное отсутствие контроля, и деформации собственного характера родителей, их психопатологии. Несомненно, повсюду ребенку встретятся не идеальные люди, люди с психопатологиями. Но это - не родные люди, они не находятся рядом постоянно, с ними нет такой тесной связи, как с родителями. В семье же ребенку некуда деваться и некуда пойти, он вынужден 24 часа в сутки без вариаций сосуществовать с пьяным папой и истеричной мамой, с моральными садистами, с абсолютно неподходящими ему по темпераменту и типу, но всевластными существами. И у него нет выбора и нет отдушины, и этих людей он еще "обязан любить", а если не любит - то он дерьмо полное. Конечно, так плохо бывает не всегда - но гораздо чаще, чем принято считать.
- О патологических случаях избиений, сексуального насилия и прочего я не говорю; но и эти случаи проще отследить в контролируемых детских учреждениях, чем в семьях.
Есть и другие проблемы семейного воспитания - это лишь некоторые из них.

Напрашивается вывод, что в итоге следует найти какой-то промежуточный, устраивающий всех вариант.
В идеале эта модель уже описана в моих книгах, так что придумывать мне на ходу ничего не надо.

Рождение ребенка - по желанию, при необходимости можно добавить социальную мотивацию в виде рекламы, убеждения. От рождения до окончания грудного кормления и приблизительно времени, когда ребенок начинает говорить, он живет дома и наибольшее время общается с родителями. (Это примерно от полутора до трех лет, индивидуально).
Общество в этой ситуации должно обеспечить а. равные возможности общения с ребенком для матери и отца. Если мать кормит грудью, отец легко может перенять в это время бОльшую часть других обязанностей по уходу и домашнему хозяйству. Это можно сделать через сокращение рабочего времени, предоставление отпусков для обоих родителей сразу или поочередно.


б. возможность для родителей легко вернуться к прежней деятельности - что, разумеется, обеспечит только социализм.
в. Социализацию ребенка. Обучение родителей уходу и воспитанию младенца с помощью обученного педагога, регулярных обязательных консультаций. Раннее развитие, плавание, детские группы. Все это, на мой взгляд, должно быть более или менее обязательным и входить в понятие родительства. Ничего страшного - привыкли же, что к педиатру ребенка нужно носить, не считаете это ограничением своих прав? Вот и развивать придется, и воспитывать правильно, а не как бабушки на лавочке посоветовали. Конечно, родителям должен быть предоставлен выбор конкретной группы и вида занятий.
Это первый этап.

Второй этап. Ранний детский сад. С момента, когда ребенок заговорил (1,5-3 года)- и до 5-7 лет, в зависимости от индивидуальной скорости социального и умственного развития. Опять же, это должно быть обязанностью, только таким образом удастся избежать, например, формирования национальных диаспор, откуда дети не интегрируются  в общество, сектантства, так удастся создать для детей равные стартовые условия, так что ребенок рабочего получит в детстве не худшие книжки, игрушки и педагогов, чем ребенок профессора.
В этом раннем детском саду дети могут находиться вначале 2-3 часа, потом, по мере привыкания, полдня, и наконец, полный день. Там можно применять, например, методики Монтессори (свободный выбор занятий, предоставление всех возможных материалов, воспитатель контролирует и поддерживает), или любые другие методики. Возможно, и здесь родители смогли бы выбирать конкретный садик и методику. Но слишком большого различия быть не должно. В этот период, то есть индивидуально, от 2х до 4-5 лет, ребенок уже находится весь день вне дома, домой приходит только вечером, и родители могут полноценно работать.Для тех детей, родители которых, например, должны уехать в экспедицию, необходимо создавать и спальные места (хотя это не идеально, конечно).
В этом же садике уже следует начинать социализацию, коллективную работу, создание детского коллектива и взаимодействие в нем.

Третий этап. Начальная школа. Опять в зависимости от конкретного ребенка, кто-то сможет начать в 5, а кто-то в 8 лет. Длится до подросткового периода (11-13 лет). Дети продолжают проводить в школе весь день, и здесь уже идет переход (индивидуальный, по желанию и возможностям самого ребенка); кто-то уже в 8 лет захочет ночевать в школе, кто-то в 10, а кто-то вообще всю начальную школу будет каждый вечер возвращаться домой к маме и папе.
Естественно, школа должна быть такой, чтобы в ней хотелось ночевать. Чтобы было интересно.
Здесь, мне кажется, важны два момента. Первый - само обучение, учебный процесс, он должен быть как можно более индивидуализирован. Второй - создание коллектива (здесь очень поможет изучение методики Макаренко, собственно, в советской педагогике это уже было, но по разным причинам не особенно продвигалось). То есть создание детского коллектива, обучение взаимодействию друг с другом, выработке общих решений, коллективной работе. Для современных видов труда - исключительно важные умения! Обучение каждого как лидерству, так и принятию подчиненной позиции. Выработка активной позиции у каждого. Я могу представить что-то вроде "совместных дел" (это уже коммунарство), то есть каждый класс/группа/отряд регулярно выполняет какие-то трудовые, общественные или просто развлекательные задачи. К этому можно добавить ролевые игры.
Легко представить, что со временем многие дети охотнее будут ночевать в школе с друзьями, где можно обсудить важные дела, просто побеситься - чем ежевечерне возвращаться к родителям. То есть этот отрыв ребенка от семьи должен происходить поэтапно, по его собственному желанию.

Четвертый этап. Школа для подростков. Подростки уже в большинстве своем охотнее живут в общежитии, чем дома (повторяю, нужно создать соответствующие материальные и моральные условия). То есть у некоторых с 11, у других с 15 лет семейное воспитание фактически может закончиться, с этого момента ребенок уже самостоятельная личность, которая любит родителей, встречается с ними, но так же, как это делают взрослые дети.
Это логично, потому что большинство родителей плоховато справляются с детьми-подростками, это тяжелый период, это кризисы, и смысла в том, чтобы любой ценой удержать свою "кровиночку" у юбки они уже не видят. А если видят - то возможно, это не совсем безобидная установка (некоторые мамы не готовы и к тому, что у них "отберут" 30-летнюю деточку).
В подростковой школе-колледже ребенок уже ставит себе профессиональную цель и готовится к ней индивидуально и целенаправленно. При этом коллективные занятия, коммунарский отряд - все это может и должно сохраняться.

Понятно, что все перечисленное достижимо только при условии социалистической экономики и вообще социализма.

И сейчас буржуазные государства уже сталкиваются с острейшими проблемами, перечисленными выше и необходимостью все больше перенимать воспитание и образование детей, оно уже не является и не может быть чисто семейным. Но это социальные траты, на которые у государства нет денег - ведь основная масса денег принадлежит не ему, а банкирам и крупным собственникам. Потому все перечисленное без социализма невозможно. Но уже и сейчас легко видеть тенденции к такому обобществлению воспитания. Оно неизбежно, как равноденствие, и оно обязательно произойдет.
От нас зависит лишь то, как и в какой форме это случится.

Tags: будущее-плюс, мир будущего, про детей
Subscribe

  • Про усвоение информации

    https://t.me/anlazz/3916 Очень интересная тема у Анлаза про информацию. Я вот не решаюсь такое писать, потому что всегда же могут сказать: ну ты…

  • Вайдель и Гитлер-коммунист

    С утра сделала полезное дело: написала для своего немецкого канала разъяснение к заявлению Алис Вайдель в интервью, что дескать, Гитлер был…

  • О работе

    Задумалась тут. Сижу готовлю занятия на тему... я даже это не могу адекватно перевести. Короче, основы менеджмента, для ассистентов. Я думаю, что…

promo blau_kraehe december 15, 2015 18:46 3
Buy for 10 tokens
можно за 10 жетонов
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 59 comments

  • Про усвоение информации

    https://t.me/anlazz/3916 Очень интересная тема у Анлаза про информацию. Я вот не решаюсь такое писать, потому что всегда же могут сказать: ну ты…

  • Вайдель и Гитлер-коммунист

    С утра сделала полезное дело: написала для своего немецкого канала разъяснение к заявлению Алис Вайдель в интервью, что дескать, Гитлер был…

  • О работе

    Задумалась тут. Сижу готовлю занятия на тему... я даже это не могу адекватно перевести. Короче, основы менеджмента, для ассистентов. Я думаю, что…