blau_kraehe (blau_kraehe) wrote,
blau_kraehe
blau_kraehe

Category:

Немецкая школа - кто виноват?

Предупреждаю: этот пост содержит в основном мое представление, которое сложилось в результате многообразного жизненного опыта, но может быть неточным.

Как я уже неоднократно писала, главная трагедия немецкого образования - в сортировке. После начальной школы (то есть примерно в 9-10 лет) происходит рассортировка детей по "ящикам" в соответствии с успеваемостью: лучшие - в гимназию, средние - в реал-шуле, худшие - в хаупт-шуле. Теоретически закончив любую из этих школ, можно сделать "надстройку", пойти еще в вечернюю и сдать "абитур" - право поступать в вуз. Но на практике получается иначе. В гимназии дают относительно приличное образование, в реал-шуле учитель может сказать "это для вас слишком сложно" ("как хорошо, что я не альфа"), а хаупт-шуле - это вообще кошмар немецкого образования. Насчет кошмара уже понимают все политические партии - в хаупт-шуле собираются массы детей с самыми различными трудностями в обучении, незнанием немецкого, психологическими проблемами, учителя толком ничего им не могут дать, все плюют на процесс учебы, в итоге чуть не треть выпускников читает с трудом.
Проблема состоит в том, что основная масса населения хочет уничтожить хауптшуле (и вообще низшие ступени), но сохранить гимназии. Как это укладывается в их головах -  я не знаю.
В общем, это все известные, проверенные сведения, о которых я не раз писала.

И вот какое у меня складывается впечатление. От этой сортировки страдают не только учащиеся хауптшуле. От нее страдает вообще весь учебный процесс. Потому что основной настрой учителей заключается не в том, чтобы научить - а в том, чтобы "подобрать правильную форму школы именно для этого ребенка" (ясно, это подается под соусом индивидуального подхода и заботы о ребенке, как бы он, бедняга, не перетрудился в "неподходящей" форме школы).
То есть попросту говоря - отсортировать.



Меня этот подход удивил еще при занятиях с собакой. Когда моя пуделиха была молодой, я естественно, ее обучила нужным командам и пришла в ближайший клуб, чтобы сдать с ней там экзамен. Как приличный собаковод, я считала нужным это сделать.
Там обучали спортивных овчарок. На мою белую пушистую собачку посмотрели скептически и предложили продемонстрировать, что она может. Команды она, конечно, выполняла. Но вот с выстрелом подкачала - шарахнулась в сторону. Психика слабовата, и это, к сожалению, врожденное, и с большим трудом поддается коррекции. Тренер тут же заявил:
- Эта собака никогда не сдаст экзамен, я с ней заниматься не буду.
Мы сдали экзамен в другом клубе и без выстрела, есть такая облегченная форма. Но сам подход меня немало удивил. В советском клубе на площадке мы "делали" любых собак. Вообще не стоял вопрос, способна ли собака к дрессировке, есть ли у нее проблемы. Пришел хозяин - научим, доведем до экзамена. А что делают здесь с "неспособными" собаками? К сожалению, ничего, водят только на коротком поводке внатяжку, хозяева мучаются, собака мучается - а что ее учить, ведь она неспособна! Если она агрессивна, обуздывать ее характер тоже не надо, проще усыпить.

Ужас в том, что точно так же относятся и к детям в школе.
Да, советский учитель страдал от необходимости любой ценой добиться тройки, от "три пишем, два в уме". Но все-таки требовали добиваться и знаний, и навыков хотя бы элементарных. И черт возьми, никто десятый класс не заканчивал, не умея читать и писать! А здесь это распространенное явление.
В гимназии и реальной школе ни у кого из учителей по сути нет ответственности за обучение ребенка, учитель ничего никому не должен. В принципе он может прийти и стоя у доски, глядя стеклянными глазами, оттарабанить какую-то информацию - а что дети из нее усвоили - совершенно не его дело. Я не утверждаю, что это так и есть, большинство учителей стараются, придумывают что-то интересное, охотно занимаются своим предметом (по крайней мере, мне так кажется). Но они не несут никакой ответственности за то, усвоили ли материал их ученики.
В классе всегда найдутся несколько умненьких детей, которые усвоят материал при любой подаче.
Примерно ТРЕТЬ немецких школьников регулярно посещает школы репетиторов, кстати, очень дорогие (то есть недоступные малоимущим - а ведь семьи с детьми и есть в большинстве малоимущие). То есть в гимназии или реал-шуле они отсиживают первую половину дня - а на вторую идут заниматься еще в одну школу.
Такие школьники с грехом пополам осваивают программу.
Ну а те, кого родители не отправили в школу репетиторов, а своих способностей недостаточно, чтобы схватывать на лету - те, как понятно, просто "посещают не ту форму школы". Ребенок неудобен - до свидания. Всегда можно отсортировать.

Как мне сказала в молодости одна студентка-ветеринар: "нам все же проще, чем врачам, не получается - списал на мясо"..
Вот и немецкие учителя так: не получается обучить ребенка - списали в "более подходящую форму школы".
Так бывает не всегда, уровень отсортировки и конкуренции в школах разный (почему-то очень высок этот уровень в католических школах), но в той или иной мере он всегда присутствует.

Ребенок, который оказывается в итоге в хаупт-шуле, попадает по сути в отстойник. Хотя и оттуда можно "списать" -  в спецшколу, либо с нарушениями поведения, либо с "плохой обучаемостью". Во всех этих отстойниках детьми уже никто не занимается всерьез. Бывают исключения, бывают искренние попытки чему-то научить... Но в сущности и эти попытки обречены.
Есть дети, мотивированные и неглупые, которые и в хаупт-шуле стараются, заканчивают ее с хорошими оценками, поступают в более высокие формы школы или получают хорошее профессиональное образование. Но это исключения. И после хаупт-шуле, где по сути не учат учиться, запоминать, понимать, зубрить - им приходится прилагать титанические усилия, чтобы выучить элементарные вещи.
В целом после хаупт-шуле место обучения находят 13% учащихся (!!!) И это при том, что в индустрии мест обучения, в общем, достаточно. Обучающие предприятия, мастера стонут оттого, что из школ к ним приходят безграмотные ребята, не умеющие элементарно считать, не знающие, что такое процент и дробь.

Таким образом, вся немецкая школьная система пронизана духом социал-дарвинизма, здесь все "зависит от самого ребенка" и отчасти от родителей. Все - исключительно его дело, никто не будет его тянуть за уши, помогать, подыскивать методики преподавания (а в СССР гигантское внимание уделялось методикам, я это знаю, как дочь учителей). Хочет - будет зубрить, напрягаться и как-нибудь выплывет сам. Не хочет... или не может в силу особенностей характера, каких-то заболеваний, культурной среды родителей - его проблемы.
Подруга дочери, страдающая СДВГ, после начальной школы была распределена в реал-шуле по оценкам. Там она быстро оказалась одной из худших - при высоком интеллекте особенности поведения давали себя знать - и была отсортирована в хаупт-шуле. Атмосфера в этой школе и подростковый возраст привели к тому, что девочка стала агрессивной, в итоге напала на учителя и снова была отсортирована - уже в спецшколу. После спецшколы ей придется приложить гигантские усилия, чтобы получить хотя бы элементарное профессиональное образование (причем, элементарное - это даже не обычная рабочая специальность, даже не продавщица, это, например, грубо говоря, "помощник няни" или уборщица). Сможет ли она, при ее проблемах, прилагать эти усилия? Захочет ли - после всех этих сортировок? Родители относятся к ее жизни безразлично, но будут обязаны кормить ее до 25 лет. Может быть, она созреет позже - а может быть, и никогда; есть ведь еще алкоголь, наркотики и прочие радости жизни.
Таких девочек и мальчиков в благополучной Германии очень много. Это те самые "сами-виноватые", которые "ничего не хотят".
Но виноваты ли они в том, что школа не выполнила своей элементарной задачи - не научила их жить в этом обществе?


Tags: Германия
Subscribe
promo blau_kraehe december 15, 2015 18:46 1
Buy for 10 tokens
можно за 10 жетонов
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments