Теперь буду читать ее дальше в любом случае.
Даже не знаю, что сказать... похоже, это одна из лучших книг, которые я вообще прочла за всю жизнь. То есть очень, очень, очень. Хотя, конечно, мое впечатление может быть таким сильным, потому что это мой жанр, моя стихия, то, что я называю "социальным моделированием".
Наверное, на взгляд типичного читателя, по крайней мере, я сужу по своим читателям, в этой книге изображены два общества, ни одно из которых не является привлекательным (и читателю, конечно, сразу неинтересно). Уррас - банальный капитализм, хорошо нам знакомый, с его преступностью и пошлостью; Анаррес - мир всеобщего равенства со всеми (хорошо нам знакомыми) недостатками: ползучей бюрократизацией, недостатком всего, невыносимым порой давлением коллектива, "уравниванием" путем отторжения и гашения ярких индивидуальностей.
И все же Анаррес и Одо в итоге одерживают невидимую победу. И вот почему - благодаря личности Шевека (и его друзей). Да, Анаррес
(собственно, именно так должен поступать и коммунист, если он четко распознал в своей организации признаки ревизионизма).
Эта его безграничная, ошеломительная свобода, индивидуальная свобода коллективиста (диалектическая свобода) - и дает надежду Анарресу и будущему.
Парадоксально, что такие же люди, верные одонианству и абсолютно свободные, дают надежду и Уррасу.
Это уникальная книга, потому что она оправдывает свободу и равенство - только через свободу и равенство. Если советские фантасты рисовали слащавые картины прекрасного будущего, с изобилием и глянцем "материальной базы коммунизма" - то у анархистов Ле Гуин нет ничего. У них мало еды, они даже переживают голод. Их материальные условия крайне скудны. Их руки пусты, "его руки, как всегда ,были пусты". Их общество не совершает великих научных прорывов (ну если не считать, правда, работы самого Шевека); у них нет Великой Армии, и они даже не летают в космос. Нет прогресса, которым мы привыкли оправдывать все и вся. Их даже нельзя назвать интеллигентными "людьми будущего", это довольно обычные люди, много работают физически, и отношения там простые - могут и морду набить в случае чего.
Зато у них действительно есть равенство (даже в чем-то знакомое нам равенство, надо сказать, хотя и не до такой степени, к сожалению). И у них есть свобода - пусть это даже такая свобода, как в конце у Шевека.
Это чистый эксперимент.
И может быть, благодаря одному только Шевеку, он окажется очень успешным.
Journal information