В самом деле, мысль о несоразмерности наших трат приходит очень часто.
И дело вовсе не в "чрезмерном потреблении", не в том, что мы "слишком много жрем". Не так уж и много мы именно "жрем", и в реальности мало кто может себе позволить расточительство, порой и на самое необходимое не хватает денег, а некоторым уже и на еду, и это в богатейшей стране ЕС - что же говорить о других.
Расточительство заключается в другом. Каждая уборщица вынуждена ездить на работу на машине. Потому что работа расположена за 10 км, а автобусы туда не ходят, например, именно в то время, когда уборщице надо выходить на смену.
Каждый сборщик на конвейере, каждый разнорабочий, представитель любой специальности ездит на работу за 10, 20, 30 км. А люди образованные зачастую находят место работы за 60 и 100 км от дома. Переехать можно не всегда, ведь если еще и другие члены семьи и их интересы, а что говорить о пресловутой мечте иметь собственный домик - из которого уже никуда не денешься, и даже не продашь, так как надо сначала проценты по долгу выплатить.
Самим людям от этого, может, и не плохо. В РФ недалекие люди вообще на слюни исходят: ах, у них уборщицы имеют машину! Хотя эта машина - страховки ,бензин, шины - обходится уборщице в такую сумму, что бедная и рада была бы машину продать, да ведь не бросишь работу.
Решения вроде мотороллера или электровелосипеда не катят - зимой бывает очень холодно, месяцами лежит снег и лед, ездить на двухколеске просто опасно.
Найти работу по месту жительства невозможно, нужно быть "активным и мобильным". Я тоже должна ездить на работу за 25 км, хотя конечно же, я искала работу и в нашем городе, и по моей специальности заведений у нас достаточно - но вот в данный момент в них не было вакансий, а вакансия нашлась только за 25 км. Ездят у нас люди и за 50 и более км.
(примечание специально для русскоязычных альтернативно одаренных эмигрантов: речь не идет о крупных городах, которых в Германии мало, и в которых имеется сеть городского транспорта).
И все это - нефть, нефть, нефть... Каждый день, каждый работающий человек сжигает "черное золото".
Это только один из примеров безумного расточительного использования нефти, которое при "рынке труда", когда рабочие места распределяются случайным образом - просто неизбежно.
Есть и другие, не менее ужасающие моменты.
Помните, в "Гиперионе" Симмонса был такой момент: каждый раз, когда кто-то пользуется гиперпространственным переходом, он сжигает часть сохраненных там умерших людских душ, воспоминаний прошлого. А этими переходами, что страшно, пользовались ведь не только по важным транспортным поводам. Гуляли туда-сюда просто так, не задумываясь, строили квартиры с гиперпереходами, выходящие на разные планеты - так что пользовались гиперпространством по многу раз за день, безвозвратно уничтожая каждый раз бесценные уникальные следы прошлых жизней.
А ведь это очень прозрачная метафора. Точно так же и мы сжигаем нефть - остатки существовавшей когда-то жизни, сохраненной для нас в недрах земли, и добро бы мы хоть по делу ее жгли - а то абсолютно бессмысленно.
Профессор в интервью прав, конечно: эта система никогда, ни при каких условиях не позволит перейти на более экономное существование. Но вовсе не потому, что "политик, который скажет затянуть пояса, будет непопулярен". Это полная ерунда. Наши политики только и делают, что призывают народ затянуть пояса, и собственно и "затягивают" - экономят на социалке как только могут.
Просто дело-то не в зажравшемся народе - народ жрет не так уж и много. Можно и меньше. не спорю - но незначительно. Все равно надо чем-то питаться и иметь крышу над головой.
Дело в системе, которая просто ставит перед выбором: либо ездить ежедневно на работу за 40 км, либо вообще не иметь работы.
Которая заставляет потреблять безумное количество лишней энергии ради получения прибыли.
Единственное что как-то реально могло бы помочь - это плановая экономика, с разумным распределением ресурсов, рабочих мест. Но о ней даже заикаться нельзя.
"Что вы, что вы, а вдруг не будет колбасы". Так ее не будет в любом случае!
Но это современному потребителю непонятно, он этого даже представить не может.
Поэтому когда кончится нефть, увы, все пойдет по наихудшему из возможных сценариев.
Journal information