Я начала читать эту книгу. Потом глянула на объем. поняла, что читать ее буду недели три минимум. Хотела на фиг бросить. Вспомнила то постоянное, что слышу о своих книгах: "да, это все очень интересно, но я же не могу так сильно загружать свои мозги, мне отдыхать надо". Мне стало противно, и я решила книгу прочитать. Она увлекательная. Но как бы это сказать... конечно, не из серии "отдохнуть и забыццо".
Автор равен живописцу. Едва ли не самое интересное (для меня) в книге - отступления перед каждой главой, рассказывающие о сути труда живописца. Так вот, автор книги - именно такой художник. Фон - картина эпохи, конечно, его глазами - я бы своими глазами увидела иначе - с его точки зрения, но ничего не скажешь, картина монументальная и правдивая. Во многом правдивая, в главном - в выписанных образах. Неверная, возможно, в интерпретациях.
Но точная в образах - от властителей этого мира (каждый из которых полагает именно себя стоящим на вершине; но в итоге выше всех оказывается скромный финансовый игрок), до самых простых людей - грузчика, бабушки, мальчика. Согласно традициям русской литературы, простые люди оказываются наиболее человечными и прекрасными. Это видение автора, он имеет на него право - и повторяю, это в нашей традиции.
Главный герой - Павел, художник-живописец, который продолжает банально и тупо писать красками обычные картины в эпоху всеобщего перформанса. На фоне "мастеров художественной дефекации", прославленных на Западе малевателей "тупых пионерок" и разноцветных квадратиков. А вот Павел просто пишет себе картины и мечтает о том, как ПОКАЖЕТ, и как все ахнут и поймут, в чем истина. Вот увидят - и поймут, не слепые ведь.
И вот он в конце книги наконец делает выставку. Уже в этот момент мне стало понятно, что автор равен Павлу; еще сколько-то страниц, и автор признался в том, что именно он и есть этот Павел.
В литературе ведь происходит что-то очень похожее. Уже в сущности совсем неважно содержание книги, образы героев, выраженные в книге мысли. Последнее - вообще вредно и не нужно! Попробуй кто-нибудь сейчас пускать по страницам длинные толстовские периоды о сути любви, духе войска или об этике. Дико и нелепо! Кто будет это читать? (в метро? С телефона? Вися на одной руке?) Даже те, кто еще не разучился думать, не могут себе позволить потратить столько времени на какую-то там книжку какого-то не очень известного автора, да пусть даже известного. Все бешено экономят время. На что - не знаю ("если бы у меня было 30 минут свободного времени, я бы просто-напросто пошел к роднику" (с)
Нужны краткие (короче! Еще короче!), остроумные или просто бессмысленные наборы слов. Бессмысленные наборы действий. И никакой этики, упаси Боже, ни в коем случае не должно быть какого-то там добра и зла. Никаких оценок! Никакой проповеди. Не надо надоедать читателю, не надо мешать читателю, надо развлекать читателя. Идеальный жанр литературы - блог, еще лучше - твит.
А здесь пахать годы и годы, чтобы написать толстенный том, с периодами рассуждений о мировой политике, философии, сути искусства, с длинными монологами и диалогами. И зачем? Деньги за это можно получить разве что по стечению обстоятельств, по знакомству, славы не получить точно, сильным мира сего все это глубоко по барабану в любом случае.
Павел, разумеется, понял, что никто от его картин не прозрел, и никто, наверное, даже не увидел того, что он хотел показать. Он пишет картины дальше, но уже не рассчитывает быть понятым. Жизнь продолжается. Жизнь ушла за грань абсурда - с хорьком в парламенте, с кучкой дерьма на крышке гроба, с единственным приличным человеком в книге, попадающим в тюрьму на пожизненное.
В сущности, смысла жизни людей уже не существует. Как смысл искусства пропал с квадратиками и полосками - так исчез и сам смысл собственно человеческой жизни; истинно в этом мире другое - финансовые потоки; они не разумны, но ведь и хорек не разумен, что не помешало ему стать членом парламента; истинно лишь то, что продается, а продается то, что определят ценным финансовые потоки, их волю человеку предугадать не дано.
Journal information