(КТО ЕСЛИ НЕ МЫ)
(по-русски вроде нет, где скачать - не спрашивайте, я таким не занимаюсь).
Фильм сделан вроде бы по книге "Веспер.Энсслин.Баадер" Кёнена. Эту книгу я читала, но она показалась мне муторной, уныло психологизированной и опять сводила все к тому, какие все они были нехорошие психи. Уж не знаю, что хотел сказать режиссер, но фильм получился намного лучше. И правильнее.
Конечно, надо все равно делать скидку на то, что это придуманная история по реальным событиям. Что-то совпадает, а что-то - детали, причем иногда очень существенные детали - совсем нет. То есть не относиться как к историческому источнику.
И вот в таком качестве фильм получился прекрасный.
Что привело Бернварда Веспера(друга Энсслин и отца ее ребенка к психической болезни и самоубийству? По фильму скорее можно предположить - невыносимое давление прошлого, отца - нацистского поэта, с этим прошлым он вначале просто живет, не понимая смысла, потом долго и мучительно его внутри переваривает. Убийственна сцена, где мать говорит ему "но ведь если не фюрер - тебя бы не было. Твой отец не хотел детей, но фюрер хотел видеть немецкое потомство - и ему нельзя было отказать". И после этого Веспер пытается покончить с собой. Сам отец в самом начале, это дикое сочетание человеческого, любви к сыну - и нечеловечески-нацистского (даже не убеждений... а склад характера такой), тут странно, что еще в детстве у мальчика крыша не поехала. Вообще весь фильм его жалко. Не знаю, как там было на самом деле, но в фильме он очень искренний, честный, но очень слабый душевно человек, рядом с невероятно сильной Гудрун ему сначала вроде бы и хорошо, а потом он понимает, что за ней следовать не может - и ломается.
(повторяю, это кино - как было в жизни, мы не знаем в точности).
Очень важно, что показан смысл происходящего, показана эпоха. Четко показана мотивация РАФовцев. Вьетнамская война и ее ужасы. Понимание, что нельзя повторить постыдную судьбу своих отцов (отец Гудрун даже прямо говорит ей, в ответ на обвинение в том, что он был на Восточном фронте: "но девочка, ты можешь сделать лучше") Ощущение нарастающей войны против левых ("они убивали русских, теперь убивают нас"). То есть то, что они начинают делать (начав с поджога универмага) - это ответ на войну. Это ответные действия.
Мне понравился эпизод с Black Panther. В книге это описано с омерзением, осуждением черного расизма. Там черный революционер говорит эти слова "иди домой, убей своих белых родителей, убей себя, вот твой вклад в борьбу". И все. А в фильме Веспер отвечает, что в Германии были убиты 6 миллионов евреев, что его отец был за это, и он не хочет повторить его судьбу, поэтому у них - одна борьба. И потом издает книгу Блэк Пантер. Он говорит "это его борьба". То есть он, конечно, не может солидаризироваться с этими словами, но и не осуждает их. Относится с пониманием. Вот это то, что я имею в виду. Это мещанство - воротить нос от борьбы угнетенных, потому что она "для меня лично оскорбительна" и "не идеально правильна", и "они тоже хороши", и те, кто таким образом воротит нос от угнетенных - никогда не будут борцами.
Показана и бескомпромиссная решимость Гудрун, принятие жесткого решения оставить семью, сына. То есть никакого обычного сюсюканья. В фильме понятно, зачем и почему она это делает, и чего это ей стоит. Мне не очень, правда, понравился образ Баадера. То есть вообще-то вряд ли он был сильно хорошим человеком, и известно, что Гудрун на самом деле его смягчала, тому есть свидетельства, но вот насилие и все такое - это уже все-таки додумано. Не то, что "такого быть не могло", но свидетельств таких нет.
Хе-хе. на сайте уже отметились какие-то русские анархисты с просьбой помочь в переводе. Так что может, и перевели. Спрашивайте у анархистов :)
Надо будет другие фильмы Файеля посмотреть еще, хотя это его первый художественный фильм, до того были документальные. Причем один тоже на эту тему.
Journal information