blau_kraehe (blau_kraehe) wrote,
blau_kraehe
blau_kraehe

Categories:

Психология тык-скыть творчества. Грузилово.

И вот как ни посмотри - ничего не получается из всех этих благих намерений "работать над текстом", "работать над собой", "ориентироваться на лучшие образцы" и т.д.
А почему?
А потому что тут все просто. Не делается это волевым усилием.

Для того, чтобы писать, надо стать ребенком. Школьником, который наплевал на свое будущее, оценки, контрольные, родителей-учителей, аттестат, ВУЗ - и сбежал с уроков. Просто сбежал и наслаждается свободой.
Это проще всего по Берну, конечно, раскрыть. В состоянии "взрослого" писать нельзя. Разве что статьи за деньги, и то получается плохо (скажем прямо - не раскрываю я в таких вещах свой потенциал. Хотя и могу типа "профессионально" чего-то написать).
Писать можно только в состоянии "ребенка"

А ребенку по барабану вообще ВСЕ. Какие там будут продажи, кто это напечатает, кому это нужно-интересно, какое место Лоханкин занимает в Русской Литературе - все это ребенку пофигу. Он пишет потому, что ему это доставляет дикое наслаждение.
Именно поэтому я не выношу общества других писателей. С некоторыми вот в ЖЖ невольно общаюсь, они прекрасные люди, но сразу начинается в мозгах какая-то фигня, сравнения - вот она так прекрасна, а я так ужасна, вот ее печатают, а меня нет... Про обстановку СИ с этими конкурсами, рейтингами я уже вообще молчу. О критике тоже молчу.
Ребенок играл в самолетики, а потом пришел взрослый умный дядя, когда-то отслуживший год в качестве аэродромного техника и долго, язвительно объяснял, что так самолетики летать не могут, и скорость у них другая, и устроены они совершенно иначе.
Дядя был абсолютно прав. Ребенок выбросил самолетики и больше никогда о них не писал. И не будет.
Хотя теперь он и поумнел, и начитался книг по авиации, и дяде этому мог бы на пальцах все рассказать. Но ведь понятно же, что всегда найдется человек, разбирающийся в самолетах лучше...

Наверное, настоящие писатели - другие люди. Может быть, они самоуверенные и самовлюбленные "ребенки" по жизни - они и в жизни инфантильны и другого состояния даже не представляют; и их ребенок безумно любит самого себя и легко отбрасывает любую критику.
Может быть, они в принципе пишут с самого начала из других соображений. Произвести впечатление. Заработать деньги. Или еще что-то, уж не знаю, какие мотивы бывают. Может, они умеют писать в состоянии "взрослого".

Кстати, я даже и не знаю - в отношении результата... Может, результат у "взрослого" получается и не хуже, чем у "ребенка"

Но вот сознаю все отчетливее: я пишу не ради результата. Только ради процесса.
Результат мне если и важен, то только в виде красивого законченного  текста. Законченного - это существенно. Маленького мирка, сайтика, на котором уютно расположились мои законченные готовые тексты о разных интересных мирах. Куда можно нырнуть и понаслаждаться. Вот это результат, да.
И промежуточные результаты - когда напишешь какие-нибудь несколько предложений, и их потом хочется перечитывать, ими наслаждаешься... бывает ведь такое. И не редко. Когда "идет", то почти всегда так и бывает.

Все остальное - сравнение с другими - очень мешает. Сильно.
До такой степени, что меня даже передергивает, когда в моем присутствии хвалят других писателей (за небольшими исключениями). Я понимаю, что это неустойчивая самооценка, болезненное самолюбие или еще что. Но сделать с этим пока не представляю что можно. Я уж молчу о том, как на меня и желание писать действует вся эта система рыночных отношений, рейтинги, конкурсы, оценки и прочее.

Плюс еще этическая недопустимость - "как я могу позволить себе играть и заниматься ерундой, когда у меня дети/работа/хозяйство/я взрослый человек". Я не могу позволить себе "хобби" (и правда - у меня нет хобби... собака разве что, так она просто живет с нами, я с ней не занимаюсь, и она опять же для детей... я никуда не езжу просто для себя, я не играю в игры, фильмы смотрю только с детьми, я даже читаю с чувством стыда - как я могу позволить себе это!).

Меня поразил очень рано рассказ Уэллса "Дверь в стене". Я еще соплюхой была. И сейчас - все тот же образ преследует. Писание - это дверь в стене. За дверью - рай, там очень хорошо, там есть то, чего на земле вообще не найдешь. Но эта дверь всегда появляется в самый неподходящий момент...
И когда выйдешь из нее, за все это надо платить - отношениями с близкими людьми, семьей, карьерой, деньгами, жизнью, здоровьем... платить, всю жизнь платить.
А за что? Всего лишь за возможность играть.
Это как до Ивик доходит, что гэйнов в Дейтросе удерживает не патриотизм... не клятвы... не идеология... не верность даже семье или близким... а банальная возможность играть. Потому что в Медиане так здорово играть на самом деле - что за это все отдашь.

И ведь без этой способности - играть - ничего и не будет.
Не знаю, умеют ли так играть "настоящие писатели". Ведь по книгам этого как правило и не поймешь! Я, во всяком случае, не понимаю.
Но мне-то ничего другое не нужно. Мне все это писание нужно только с одной целью - писать. Создавать миры и людей.

Как бы только сделать так, чтобы все остальное не мешало совсем...
Отказаться что ли навсегда от попыток это все куда-то пристроить, пиарить и т.д.
Может, это бы помогло...
Tags: о процессе
Subscribe
promo blau_kraehe декабрь 15, 2015 18:46 1
Buy for 10 tokens
можно за 10 жетонов
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments