... Вы знаете, почему ваш Христос у многих вызвал отторжение и отвращение? Потому что в виде идеала Бог прекрасен! А вот в виде воплощенного человека, может быть, с бородавкой на носу, может быть, не очень привлекательного – он может вызвать глубочайшее разочарование. То же можно сказать и о попытках воплотить в жизнь высокие нравственные идеалы. Это разрушительно для жизни и плохо для самих этих идеалов.
В Дейтросе вся общественная жизнь, экономика, все перестроено в ориентации на идеалы христианства. Разве идеалы не проигрывают от этого? Их нельзя воплотить в неизмененном виде! В воплощенном варианте они представляют собой шарж на самих себя! Я читаю Евангелие – и затем наблюдаю реальность Дейтроса, с его спецслужбами, с его – согласитесь, неизбежной пенитенциарной системой, с квенсенами, где детей учат воевать, с убогими распределителями... Это не воплощение идеала, иль Рой – это его искажение! И любая попытка воплощения идеала – в общественной, да по сути и в частной жизни – это искажение данного идеала. Идеалу надо служить! Ему надо поклоняться. Но нельзя его воплощать. Мир, где идеал – наверху, где живут нормальной, естественной природной жизнью, а идеалом восхищаются или поклоняются ему – это нормальный мир.Здесь тоже есть доброта, доверие, самопожертвование – в виде высоких идеалов, не запятнанных грязью и суетой повседневности.
- Беда лишь в том, - негромко сказал Эльгеро, - что в таком естественном мире... без постоянных попыток воплотить идеал – этот идеал умирает. Умирает совсем.
Дараец молчал какое-то время.
- Да, но в мире, где идеал воплощают – в кошмар превращается сам этот мир, - сказал он, - но тем не менее, желающих низвести идеалы, построить общественную жизнь и экономику по типу дейтрийской, всегда и везде рождается предостаточно. И если такие люди в частной жизни опасны лишь для себя самих... и у нас есть атрайды, психологические центры, где таким людям помогают. То в общественной жизни эти попытки губительны для всех. Я ответил на ваш вопрос о том, за чем именно мы следим, и что контролируем на Триме? Нам до сих пор удавалось сдержать попытки триманской церкви преобразовать государство. А эти попытки, эти тенденции – были! Хоть они и не были сильны. На Триме, как вы справедливо заметили, этими попытками воплощения в жизнь высоких нравственных идеалов занимаются другие силы, не связанные с христианством. Мы сдерживаем также и эти силы, кроме того, мы не допускаем развития таких тенденций в триманских церквях.
конец цитаты
Вот только что-то я скептически смотрю на возможность того, что моя мысль будет хотя бы понята.
Когда я пишу, я ориентируюсь на людей, которые без особых затруднений понимают, например, идею Достоевского о церкви-государстве (не потому, что она похожа, она не похожа на это - а потому что нужны люди, способные адекватно воспринимать идеи такого уровня). Ее и сейчас могут, безусловно, понять профессиональные гуманитарии. Но я-то пишу не для них, они не станут же такую ерунду читать. Я фантастику пишу...
О напечатании этого я уж и не мечтаю. Понятно, что это все вызовет судороги отвращения у "массового читателя", и он, родимый, не проголосует рублем.
Я в последнее время вообще ужасаюсь полной массовой неспособности понимать высказанную мысль немножко сложнее, чем "четыре ноги - хорошо, две ноги плохо". Причем неспособности интеллигентных людей с высшими образованиями и степенями... И спрашиваю себя - для кого я пишу-то правда? Для пяти человек, которые наверное - я так думаю! - поймут, что я хотела тут сказать?
Почему я не умею, а главное - не хочу - писать рекламные тексты или наглядную агитацию?
Впрочем ,будем воплощать идеалы... как уж получается.
Journal information