blau_kraehe (blau_kraehe) wrote,
blau_kraehe
blau_kraehe

Category:

Про религию

Зашла в ленту, первые 6 постов о том, как Зюганов приложился к Поясу Богородицы. Ну.... да... круто. На всякий случай хочу сказать, что такое поведение не имеет отношения к Теологии Освобождения, а имеет отношение к обыкновенному лизоблюдству в адрес властей, с которыми все рвется срастись верхушка РПЦ (только не надо рассказывать, что Зюганов искренне верует в Святость Святыни и все такое).

По этому поводу или просто так вспомнилось мне вот что.
Один атеист когда-то давно привел мне такой аргумент: с точки зрения церкви наиболее святым является инвалид с олигофренией в стадии идиотизма, желательно еще асексуальный и не умеющий самостоятельно двигаться. Поскольку у него нет шансов согрешить.
Ну я там, конечно, что-то возразила, уже не помню.

Но вообще - в этом что-то есть. Дело в том, что вся религиозно-практическая работа над собой заключается в отрицательных императивах: НЕ грешить.
Это такое основополагающее требование церкви к любому человеку (предполагается, что этого требует Бог). Ну то есть понятно, что все грешники, и все все равно грешат, но надо стараться не грешить. Надо стараться, но все равно не получится, все равно ты нагрешишь, поэтому потом надо идти на исповедь, исповедовать грехи, а потом стараться опять. Если кто скажет, что "стараться" - это неправильно, он заблуждается: ведь идти на исповедь с намерением грешить дальше нельзя, исповедь будет недействительной.
То есть все свои собственные, личные помыслы и усилия человека сосредоточены на том, чтобы чего-то НЕ делать - а именно НЕ грешить (ну например, не гневаться, не делать абортов, не спать с кем попало, не есть что попало и так далее).
Действие благодати и прочие мистические моменты здесь можно выпустить, речь о личных помыслах и усилиях.

Собственно говоря, из этого проистекают все, например, политические воззрения, характер и прочие интересы так называемых Воцерковленных Христиан (ВХ).
Так как любое действие несет в себе опасность согрешить, от действий лучше всего отказываться. От любых. В крайнем случае, можно позволить себе какие-нибудь действия, УЖ ТОЧНО благочестивые. Например, сходить на службу, помолиться, ну можно еще родить ребенка (последнее странно, потому что воспитание ребенка несет в себе опасности множества грехов - но родить-то можно, а про воспитание можно подумать потом). Соответственно, любые политические действия лучше осудить - ведь они все несут опасность согрешить. Да и вообще любые действия.
В модернистском варианте программа разрешенных действий увеличивается: можно сходить сдать кровь, заняться любой благотворительностью. Главное - такие действия выбирать, чтобы при них не согрешить!

ЭТо не значит, конечно, что ВХ прямо-таки ничего не делают. Они делают то же, что и все - ходят на работу, в кабаки, развлекаются, занимаются хобби и так далее. Но все это они делают осторожненько, чтобы все-таки грешить поменьше, ну и конечно, потом исповедуют  совершенные при этом грехи. (вопрос лицемерия и вранья мы тут выпустим из рассмотрения, возьмем идеальный случай).
Отсюда следует и массовое христианское обывательство, и прославление обывательства как идеального поведения христианина. Ну конечно, себя они обывателями не считают (не все во всяком случае), поскольку думают, что "если к ним придут и спросят", то они "не отрекутся от Христа". Но к ним никто не придет. Зачем бы это к ним кому-то сегодня идти? Обыватели любой власти выгодны и полезны.

А ведь если разобраться, такая установка абсурдна по отношению даже к самой цели. Практическая психология давно установила, что в работе над собой нельзя формулировать отрицательные цели (не "хочу прекратить переедать", а "хочу стать стройной"; не "избавиться от курения", а "вести здоровый образ жизни"). Объяснение простое: подсознание легко отбрасывает частицу НЕ, оно ее просто не воспринимает.
Так соответственно, и борьба с грехами превращается в свою противоположность. Попробуйте не думать о белой обезьяне, да. Непрерывно думая о том, чтобы НЕ заниматься, скажем, онанизмом, человек в итоге приходит к зависимости от последнего. Стремление НЕ гневаться - приводит к более частым и яростным вспышкам.

И это я еще не упоминаю страшный в сущности своей круг, в котором вращается ВХ: "грешить нельзя - но невозможно не грешить - грехи излагаются на исповеди с намерением не повторять их снова - но они все равно неизбежно повторятся - и надо снова идти на исповедь - а если ты всерьез хочешь не грешить, то это гордыня". Если относиться к этому на полном серьезе (а те, кто остается "в теме" - на полном серьезе и до конца не относятся) - легко свихнуться. Но даже если бы этой нелепой практики не было, сама установка на то, чтобы НЕ грешить порочна по сути своей.

Интересно, откуда она взялась? Ведь в Евангелии, собственно говоря, ничего такого нет. Ну то есть имеются какие-то отдельные посылы, типа "иди и впредь не греши". Но в целом Евангелие настраивает на позитивную работу, на риск и дерзание. Притчу о талантах вообще современный христианин просто выбрасывает из рассмотрения; потому что эта притча переворачивает все здание современной религиозной практики. Проигравший в этой притче как раз аккуратненько зарывает данный ему талант в землю, именно из страха "не согрешить" ("я знал, что ты господин жестокий"), а два других - рискуют, пуская деньги в рост (в переносном смысле - используя то, что им дано Богом); и оказывается, что бояться согрешить - это куда хуже в глазах Бога, чем действовать с риском.
Есть и другие моменты. Например, когда Христос призывает Петра идти по воде. Заметим, самого призывает - не переносит его божественной силой, а предлагает идти своими ногами. Он говорит о вере - но для такого действия необходима вера не только и не столько в Бога, сколько в то, что вот ты лично можешь идти по воде (хотя это рискованно, и можно и утонуть вообще-то).
Да и апостолы не стеснялись исцелять, пророчествовать создавать общины с тем образом жизни, который представлялся им правильным... Пассивных, "ничего не делающих, лишь бы не грешить", добреньких обывателей никто и преследовать-то не стал бы.

Когда же и в какой момент произошел поворот? А видимо тогда, когда церковь обрела имперский статус и собственность; и навеки произошел классовый раздел внутри уже самой церкви; верхушка ее примкнула к классам соответственно правящим и могущественным (и остается там по сей день), а массы простых верующих... для них постепенно разработали вот эту практическую концепцию "ничего не делать, лишь бы не грешить" и стали учить сознательному обывательству.

Так что в итоге встает ужасный выбор - или с Христом, или... со всем вот этим. Или мыслишь самостоятельно, действуешь, сражаешься - и рискуешь ошибиться. Или - проживаешь жизнь, сознательно оскопив мозги и связав себя по рукам и ногам.
Хотя именно страх Божий должен был бы отвращать от такого образа жизни.
Tags: не хило быть духовным
Subscribe
promo blau_kraehe december 15, 2015 18:46 1
Buy for 10 tokens
можно за 10 жетонов
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments