blau_kraehe (blau_kraehe) wrote,
blau_kraehe
blau_kraehe

Categories:

Кризис жанра

По сути, вот уже лет 5-6 я эксплуатирую один и тот же сюжет: защита Родины (ну да, по Борхесу - защита осажденной крепости).
Это действительно очень советский сюжет.
И он очень хороший и беспроигрышный.
Квирин и сагоны. Дейтрос и Дарайя. Эдоли и... Сканти и прочие разрушительные силы, внешние и внутренние.
Все это предполагает наличие той самой Родины. Не просто родной земли как таковой, а некоей идейной, вдохновляющей, организующей силы. "Но ты же советский человек!" ; "С Божьей помощью я умру за Дейтрос и Землю" (причем Земля здесь подразумевается как дейтрийская идея, как то, ради чего дейтрин готов умереть, хоть и не родное ему лично) ; "Квиринец не может поступить так" и т.д.

(Кстати, на Западе дело обстоит совершенно иначе. Цитата из Дейтроса-3:
Уже десятилетия работает схема сюжета, безопасного и пользующегося абсолютным успехом. Схема проста: есть стабильный, не идеальный, но крепкий и благоустроенный мир. Появляется некая угроза, неважно какая – инопланетяне, марсиане, Темный Лорд, коммунисты, черт в ступе. Появляется сверхгерой – наделенный суперспособностями или же просто маленький человек, который вынужден вступить в схватку с врагом. Побеждает врага практически в одиночку, возможно, при поддержке нескольких друзей. Опять все возвращается к стабильности.)

Мои герои - не герои, а просто хорошие работники. Не воины, а солдаты. Они в рядах. Они защищают Родину, и чувствуют себя на своем месте.

Проблема заключается в том, что той Родины в реале уже нет.
Нет, безусловно, есть Россия. Но... остается только составляющая "семья-нация-родное-кровное", без вопросов - если бы этому собственно угрожала опасность, это тоже следовало бы защищать. Но в сущности, внешняя опасность этому не угрожает. Если и говорить о вымирании русского народа, то это в любом случае происходит сейчас не потому, что немец лезет из-за бугра, а потому, что требуются коренные внутренние изменения... В частности, восстановление Идеи, восстановление Родины, ради которой стоит жить и бороться. Родины на земле.
Так что мои книги неактуальны. Они обращены в прошлое.

Надо писать о переустройстве общества. О том, что делать, когда вокруг все так погано и хреново. "Западный" сюжет - о том, что появляется черт в ступе и угрожает нашей шаткой, но все же стабильности - меня не интересует (кстати, это вообще типично для жизни при капитализме: бойся того, что может стать еще хуже, цени то, что есть! Не задумывайся ни о каком улучшении жизни, смотри, как бы не скатиться на дно).
Надо писать - страшно даже сказать - о революции!
И нельзя сказать, что я не пробовала. У меня есть об этом пара вещей. Но они неудачные, только для себя получились. И там тоже по сути за всем этим стоит Квирин. А когда Квирин существует, то он представляет собой этическое оправдание чего угодно - у нас есть прекрасный мир, мы вправе заниматься прогрессорством, чтобы и все остальные народы галактики жили так же хорошо.

Вот в этом беда - в этической оправданности. Действия защитника Родины оправданы почти всегда. Даже если они не соответствуют Женевской конвенции. Даже если он поступает как сволочь (на войне, разумеется), все-таки где-то понять его можно. Он защищает Мирное Население. Обывателя. Он жертвует собой, чтобы обыватель мог жить спокойно. Он имеет право на некоторые отступления от строгой этики - ведь он тоже человек... И не обывателю, за которого он кладет жизнь, его судить. (Кстати, даже это понимание у нас уже извращено, я говорю о разных чеченских судебных процессах и реакции на них... обыватели берутся судить тех, кто их защищал. Обыватели считают себя вправе посадить в тюрьму человека, который за них шел под пули - ведь это же "его профессия", он же "обязан", и никакого даже уважения он за это не заслуживает, и даже хотя бы внимательного разбора обстоятельств дела - сволочь, и все. Раз автомат в руках - значит, сволочь, не то, что мы, правильные, благополучные и законопослушные).

... А вот действия революционера не оправданы вообще. Если за ним, конечно, не стоит Квирин - а ведь в реальной жизни не стоит. Любое изменение общества приводит к страданиям людей - хотя бы кратковременным. Революционер - преступник в глазах обывателя. Он разрушает жизнь. То, что эта жизнь неправильна и несправедлива - обыватель ведь предпочитает не замечать, он старается "радоваться жизни", "принимать ее такой, какая она есть" - ну и прочие обычные сентенции...
Даже если революционер убивает только по необходимости, если он безупречен этически - он все равно преступник в глазах обывателя.
Действия революционера можно оправдать лишь спустя много лет. Если общество, созданное его действиями, в самом деле лучше, если случился какой-то прогресс. А ведь не факт, что он случится! Революционер  и сам в этом не может быть уверен!
Между тем, по-видимому, революции необходимы и неизбежны. Они были всегда. Они меняли общество. Социальный прогресс все же есть. Он виден. Просто пока он не так велик, как хотелось бы.
Если писать о революционере - надо брать в качестве примера Синь. Ну она-то жила ради себя, но революционер должен быть таким же - бесстрашным и плюющим на обывательскую мораль.

В реальной жизни, впрочем, есть прекрасный пример революционеров, действия которых можно назвать даже почти эталонными. Человек образованный и богатый, бросивший ради революции, ради угнетенных и обездоленных, вполне обеспеченное и счастливое будущее, а ведь мог бы быть "счастливым", завести семью, собачек, кошечек, построить виллу - (таких, кстати, вообще много. Даже собственно Владимир Ильич мог бы быть приличным адвокатом и хорошо устроиться в Российской Империи).  Но этого мало. Я о ситуации на Кубе. Можно что угодно говорить о "нищете" и "убожестве", но вот при Батисте-то - да, там была настоящая нищета, и не то, что убожество, а натуральный террор. Нормальная такая латиноамериканская банановая республика со всеми ужасами. Это реальный ужас. Так что уж где революция была оправданна - это там. И да, жизнь народа стала улучшаться фактически сразу после революции. И да, успехи совершенно очевидны, заметны, зримы. И поголовная образованность, и - в годы существования СЭВ относительная сытость всего населения. И то, что Куба из мелкой банановой республики стала всемирно известным знаменем свободы... И цена за это была заплачена очень небольшая - несравнимая даже близко например, со сталинскими репрессиями.
А если конкретно о Че, то он и умер за революцию же. Жизнь отдал за свое дело. Кому еще не слабО так?

Но даже такой - хрестоматийный, прекрасный пример, этически почти абсолютный, в ЛА в Че видят чуть ли не второго Христа (это перебор, разумеется!)  - и то.... Недавно только воинствующая обывательница, гордящаяся своим умением устраиваться в жизни, выдала мне пассаж про "пьяного Че Гевару с автоматом", которого она не хочет видеть под своими окнами. Она - не хочет ,не сомневаюсь. Хотят те, кому плохо здесь и сейчас.
А если брать не такие яркие и четкие случаи, все будет еще сложнее.
Но с другой стороны, кому, как не мне, заниматься этически сложными ситуациями?! Кому еще их разрешать-то? Уж это-то у меня получится.

Но...
Но я не люблю войну. Я не люблю изменений. Я консерватор по натуре. Мне проще приспособиться, чем менять мир. У меня отсутствует воля и стремление ее кому-то навязывать.
Я вообще на самом деле не хочу никаких революций. Во мне все этому сопротивляется. Я типичный обыватель.
Но ведь писать буду не совсем я... не та я, что живет здесь, в этой жизни. И может, это даже будет интересно. Ведь мне даже про Синь было необыкновенно приятно писать... эх, почувствовать то, чего в своей жизни так не хватает!

В общем, ладно. все равно сначала я доделаю третий Дейтрос. А там будет видно. Там, может, и сюжет придумается. Страшно, что придумывать надо опять совершенно новый мир. Опять все с нуля...
Но где наша не пропадала... Как-нибудь сложится. Всегда же складывалось.
Tags: о процессе, реальный мир
Subscribe
promo blau_kraehe december 15, 2015 18:46 1
Buy for 10 tokens
можно за 10 жетонов
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 44 comments