blau_kraehe (blau_kraehe) wrote,
blau_kraehe
blau_kraehe

Categories:

О Боге

У нас эта неделя - Страстная Неделя, и в воскресенье будет Пасха, а завтра, соответственно, Страстная пятница. Поэтому я думаю, будет уместно как раз сейчас и написать в блоге о том, о чем я пишу крайне редко, о вере. О моей вере, конечно.
Сразу сделаю оговорку, что я обычно бываю полностью согласна со всем, что атеисты и критики пишут о церкви. Хоть православной, хоть католической, хоть любой другой. Я даже считаю, что они критикуют недостаточно радикально.
Здесь я собираюсь писать не о церкви как общественном явлении (об отношении к ней можно написать отдельно), а именно так сказать, о личном, глубинном. О вере.

Представьте, что в детстве вы читали какую-то книжку, и герои ее глубоко запали вам в душу; более того, в трудных жизненных ситуациях вы вспоминаете этих героев, и они вам как бы помогают. Вы знаете, что они придуманы (или, если это, к примеру, "Повесть о настоящем человеке" - наоборот, знаете, что не придуманы). Но это совершенно неважно. ВЫ любите этих героев. они вас поддерживают, это такой огонек, который теплится где-то в душе. И вдруг от вас кто-нибудь начинает требовать: признай, что этот-то герой - полное дерьмо и сволочь. Ну согласись! Пусть даже с какой-нибудь благородной целью. И даже аргументы какие-то приводятся.
ВОт для меня Евангелие - такая книжка. По крайней мере, одна из таких книжек. Хотя я его читала, конечно, не в детстве (откуда мне было его взять?), а в 18 лет первый раз.
Это - объяснение того, что я чувствую, когда мне предлагают от этого отказаться, отречься, сказать, что я не верю в Христа, нет; или же наоборот (что, кстати. бывало куда чаще!) - объясняют, что я недостойна пребывать в стройных рядах поклонников этой книги, и что я своим поведением уже, так сказать, совершила это отречение.
Я знаю, что это не так.

Ну а теперь о серьезном.
Бог вообще.
Для меня совершенно очевидно существование этического абсолюта. Это - вне зависимости от веры, евангелия и т.д., это у меня было всегда. Скажем так, некоего полюса Вселенского Добра. Мир для меня полярен.
Да, мораль относительна! Мораль. Это важное различие. Мораль зависит от эпохи, от класса, от конкретной социальной группы. Мораль - человеческое произведение.
Но наряду с моралью есть еще, скажем так - этика. Абсолют, который все или большинство каким-то образом могут ощущать. Не знаю, это надо объяснять дальше? Это ведь общее место. Категорический императив.
Для меня очевидно, что этот абсолют все ощущают СКВОЗЬ классовую, племенную или любую другую мораль.
Он обусловливает и эволюцию морали. Да, последняя сильно зависит от того же развития научно-технических сил; но КУДА движется мораль вместе с этим развитием? Откуда мы знаем, что свобода человека - это хорошо, что равенство - это хорошо? Почему эта идея (что это хорошо) захватывает все больше и больше людей? 
Впрочем, я понимаю, что это все можно оспорить, это все недоказуемо, и мысль эта опровергаема, все это я читала, в курсе.
Но для меня лично это очевидно. Я вижу этот Абсолют по-разному, обычно - в виде некоего Иного Мира. И очень, очень многие люди носят где-то в душе представление о том, что есть мир ИНОЙ, где все не так, как у нас, где лучше.
Причем - я против любых конкретизаций этого мира! 
Чем мне смешон оккультизм - тем, что он обычно этот мир стремится описать предельно точно, до деталей. Взял вот Даниил Андреев и написал прямо цельную географию светлых миров, с историей и политикой.
Христианство куда более туманно трактует Мир Иной. "Царствие Небесное". Никаких точных описаний. Все аналогии приблизительны, все выражено поэтическим языком. "Брачный пир", "престолы царские", "виноградник".
Все это оставляет полную философскую свободу.
В принципе можно даже быть полным атеистом и верить в Царствие Небесное. Например, у Лукьяненко в ранних романах есть такая идея: Бог - это человечество, достигшее своего совершенства, слившееся в единый разум, и действующее во времени (также и в прошлое). Почему бы и нет? ОТКУДА МЫ ЗНАЕМ, ЧТО ЭТО НЕ ТАК? От Святых Отцов? Ну в их время вряд ли можно было додуматься до такой мысли.
НО! Я не пропагандирую эту мысль, упаси Боже - так как это была бы тоже конкретизация, огрубление и прямая ложь. Мы не знаем, что это не так - но мы не знаем и того, что это так.
Может быть и так - и по-другому.
Это вообще неважно!
Важно, что Царствие Небесное - Мир Иной - есть. Есть этический абсолют, и его можно почувствовать. Есть Благо, есть Любовь - и есть все то, что этим Благом не является, то есть, зло.

В этом смысле христианство противоположно вовсе не атеизму, а представлению об отсутствии единой этики, о том, что абсолюта не существует, а каждый человек вырабатывает свою собственную этику, и все эти этики равноценны. (вот как раз в этом смысле - "если Бога нет, то все позволено").

Почему именно христианство для меня выражает этот Абсолют? По моему представлению, Христос вполне может являться посланником такого Абсолюта; по всему, что он делал, говорил, как жил, как умер.
Но я могу это и уточнить. Ни одна религия не дошла до такого радикализма. В этом смысле христианство можно считать концом всех религий, перечеркиванием их. Есть религии, где боги ничем особым, кроме сверхспособностей, от людей не отличаются, они так же мелочны, мерзки, малоприятны (и даже еще хуже из-за сверхспособностей). Есть религии, где Бог наоборот - абсолютное благо и премудрость, противопоставляется довольно мерзким людишкам, которых он может и уничтожать пачками, и пытаться воспитывать. (предупреждая вопросы - для меня Ветхий Завет - это произведение людей и то, как Абсолют преломлялся в их примитивном сознании).
А в христианстве Бог становится человеком. Умирает за людей. За то, чтобы приблизить их к этому Царствию, где они наконец перестанут так невероятно страдать.
По-моему, на этом религия уже просто кончается. Дальше уже никаких откровений о Боге быть не может. Дальше Бог уже просто никак не может пойти, разве что самоуничтожиться - но это не было бы позитивным откровением.

Дальше.
Оправдание веры.
Я часто слышу, что дескать, вера нужна как подпорка недостаточно мужественному человеку. А зачем тебе вот верить в какое-то там Царствие, в какой-то там Иной Мир - надо жить в этом, в реальном (но я и живу в реальном, вряд ли обо мне можно сказать обратное).
Надо, сцуко, этот реальный мир любить, мы тебя в него мордой потыкаем, пока ты его любить, гадина, не научишься! Не начнешь от него в восторг приходить.

На самом деле так называемый реальный мир - это кошмар. У Пелевина есть такой образ "Секты стремящихся убедиться". Там "убедившиеся" начинают немедленно дико кричать, и в этом крике проводят весь остаток своей жизни, прерывая крик только на время приема пищи. Перед смертью они начинают кричать особенно громко.

Так вот, я сильно подозреваю, что если позволить себе действительно убедиться в истинной сущности нашего человеческого мира и людей, только и останется, что дико кричать до конца своих дней. Если мы этого не делаем, и если не убиваем себя немедленно (хотя в смерти не больше хорошего, чем в жизни) - то лишь благодаря заключаемым с собой компромиссам, борьбе.
Я, если что, не преувеличиваю.
Я даже не хочу нагромождать ужасы и рассказывать о кошмарах, например, эксплуатации детей, пытках, войнах, массовых казнях, вообще - о кошмарах. Это всем известно, это кошмары, но это все где-то не у нас, далеко или же это было давно, и теперь этого нет - в общем, нас это не касается. Нет, я говорю о вполне нормальной, обычной жизни человека... ребенка... да и взрослого тоже.  Все эти Большие Кошмары берут свое начало в малых, в повседневности. А ведь есть еще и болезни... и стихийные бедствия.
Мне, например, не так уж трудно работать в среде, где люди тяжело болеют, страдают от тоски, одиночества, страха смерти, в итоге умирают на моих глазах, мне это не трудно - потому что я и в остальное время довольно хорошо знаю, что из себя представляет мой мир, я никогда об этом не забывала. Для меня это не новость. Это тяжело для тех, кто изо всех сил стремится об этом забыть и "любить этот мир". А тут бац - умирающий старик... инвалид какой-нибудь... несостыковочка в картине мира получается.

И вот посмотришь, такой мужественный человек, ни во что не верит, смело смотрит в глаза реальности, активно действует и меняет ее. А потом всегда - ну вот просто всегда! - оказывается, что он просто хорошо умеет заключать с этой реальностью компромиссы. Он научился не думать об этом, выработал "позитивное мышление" и просто исключил из своего мирка все и всех, кто может как-то напомнить ему о мировом зле.
Компромиссы, конечно, неизбежны. Мы все их заключаем. Мы же не орем благим матом с утра до вечера, как "убедившиеся" у Пелевина. Нет, мы вкусно кушаем, заботимся о здоровье, наслаждаемся природой и читаем книжки. И даже иногда приятно общаемся друг с другом. Компромиссы неизбежны и необходимы, как необходимо приспособиться разведчику, живущему во вражеской стране (но так же, как для разведчика, надо знать меру в этих компромиссах).
Беда в том, что "мужественные люди" обычно и внутренне давно уже согласились с тем, что в мире творится, и живут с этим вполне нормально. Их это даже совершенно устраивает.

Единственный вариант, который я вижу - это ВИДЕТЬ реальность мира такой, какая она есть, но и знать (знать невозможно - просто верить), что есть и другой вариант. В конце концов. может быть, это просто Мир Будущего (повторяю, откуда нам знать? Во временных парадоксах мы не разбираемся). А может быть, все прямо по Даниилу Андрееву. Или по Святым Отцам. Но главное, что мир тот - есть. И в нем есть Личность - на самом деле, логично предположить, что и не одна даже, а много их, и есть другие отношения, и другие возможности; и смерть можно победить, она не всесильна, и Любовь на самом деле существует не только в виде каких-то электрохимических процессов в мозгу.
Я думаю, все по-настоящему хорошие люди, все герои это про себя внутри знали. И верили.
Tags: христианство
Subscribe
promo blau_kraehe december 15, 2015 18:46 1
Buy for 10 tokens
можно за 10 жетонов
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 42 comments