На русском, судя по всему, фильм есть: www.kinopoisk.ru/level/1/film/25143/
Где скачать можно - не знаю, но думаю, любители торрентов смогут сами найти. Посмотреть любителям всякой политики - стоит.
Режиссер - Маргарете фон Тротта. Надо бы кстати и другие ее фильмы глянуть.
Так вот, если что, этот фильм посвящен Кристиане, это сестра Гудрун Энсслин, и в общих чертах отражает историю этих двух женщин, Гудрун и Кристиане. В смысле, Гудрун в фильме зовут Марианной, а Кристиану - Юлианной.
Хотя есть неточности. Например, ребенок Энсслин был действительно передан в приемную семью, это были знакомые Гудрун, когда та еще сидела в тюрьме за поджог универмага (то есть еще до РАФа). И Гудрун в общем сама на этом настояла, очевидно, папа ребенка, психически не совсем здоровый Бернард Веспер, был не очень в состоянии о нем заботиться. А Гудрун уже было ясно, что при ее образе жизни материнство невозможно.
В целом, кстати, этот ребенок, Феликс Веспер, очень даже неплохо вырос, биологических родителей он не помнит, по его словам, но тем не менее, участвовал в организации выставки по РАФу; ну и вообще "приличный человек" - философ, участвовал в разработке программы Зеленых в 90е годы.
То есть ситуация с ребенком, показанная в фильме, вряд ли могла быть. И другие детали неточны. Но в общем и целом все примерно так, как было.
Этот фильм, конечно, надо воспринимать не как исторический, а как этико-политический. По-моему, фон Тротта схватила главное, что есть вообще во всей этой истории.
Там есть эпизод, как сестры в детстве смотрят с прихожанами их отца (их отец был пастор) фильм о нацистских концлагерях. Трупы, скелеты, ужасы. Все сидят, смотрят. Недавно еще это все было, несколько лет назад.
Юлианна с Марианной встают, выходят, и Юлианну рвет в туалете.
Вот именно то, что одни - СИДЯТ И СМОТРЯТ, а других - РВЕТ, вот здесь и проходит какая-то тонкая невидимая граница.
Потом между делом есть еще один эпизод - как они сидят и смотрят уже фильм про Вьетнам, детей, обожженных напалмом - такие же документальные снимки, такой же ужас...
(и опять - одни сидят, а других рвет... Уже не буквально, конечно, но результаты по жизни получаются разные).
Марианна (Гудрун) выбирает путь насилия, уходит в подполье.
Юлианна (Кристиана) занимается обычной политикой, феминизм, редактор женского журнала, демонстрации и т.д.
Фильм посвящен противоречию между ними, они ругаются, Марианна презирает сестру за мелкобуржуазность, та орет, что да, считает свою работу очень важной и правильной.
Происходит перелом, когда Марианна уже в тюрьме, держит голодовку, чтобы им облегчили условия заключения (довольно аховые были условия там, и этому в фильме уделяется внимание, причем Марианна там озвучивает реальные документальные свидетельства); потом гибель Марианны. Юлианна уже не думает о "правильности пути", ей уже просто жалко сестру, все это на нее действует очень сильно (еще постоянно всплывающий образ распятого Христа, картины, которая все время была перед глазами у них в детстве, в доме отца-пастора); она начинает расследование "а было ли это самоубийство", пытается добиться какой-то правды. Марианна мертвая полностью меняет ее жизнь...
Но ведь если вдуматься, Юлианна (Кристиана) тоже всю жизнь посвящает борьбе за угнетенных, против войны, становится левой, и не просто "как хобби". И работает как редактор в этой же области, и организует уличное сопротивление.
То есть разница между сестрами не принципиальная.
Принципиальна разница между ними - и теми, кто посмотрел на трупы в нацистских лагерях - и живет себе дальше потихонечку, как если бы ничего не случилось.
Journal information