blau_kraehe (blau_kraehe) wrote,
blau_kraehe
blau_kraehe

Иерархия страданий

Вот что меня особенно раздражает - это менторская позиция "смерть - это ужасно, физические страдания - плохо, а все остальное - так, попоболь. Ничего серьезного".

В детстве и юности я таким менторам верила и действительно старалась убедить себя в том, что только смерть и физические страдания ужасны. Потом мне вдруг стало понятно, с возрастом, что эти менторы в жизни не пережили никаких особых физических страданий, и со смертью сталкивались меньше, чем я, к примеру. Да и с душевными в их жизни все было намного легче. Встал законный вопрос - на каком же, черт возьми, основании были построены все эти поучения? Как можно сравнивать некие страдания, если не пережить и тех, и других? Непонятно.

На самом деле, просто по факту, это, конечно, не так. Иначе не существовало бы массы самоубийц, которые убивают себя, потому что это для них проще и лучше, чем дальше продолжать испытывать боль. Причем психически больных из них не так уж и много, хотя суицид и считается признаком душевного заболевания. Но даже это могло бы уже насторожить адептов "иерархии страданий": получается, что душевные-то страдания психически больного человека, как минимум, связаны со смертью и приводят к ней. На самом деле убивают себя по самым разным причинам, число самоубийц растет с возрастом, в 80-90 лет, когда подступают болезни, одиночество, тоскливое "доживание" может представляться куда хуже, чем быстрый исход. Но убивают себя и молодые люди - неустроенность, проблемы с родителями, травля, чувство безысходности, несчастная любовь, в конце концов. Во время финансовых кризисов потерявшие все безнадежные должники гроздьями сыплются из окон и с железнодорожных мостов, вешаются, топятся... Они - все сумасшедшие или дураки? Подумаешь, денег нет!
Масса людей делает для себя выбор между смертью и душевным (!) страданием в пользу смерти. Так о какой "иерархии" может идти речь?

То же самое с болью. Если бы физическая боль действительно была страшнее душевной, не существовало бы большого числа "пограничников", режущих себя, не было бы мазохисток и мазохистов. На самом деле среди подростков, например, в Германии, "саморезы" - это уже эпидемия, масса детей "развлекается" тем, что постоянно наносит себе резаные раны на предплечьях и других частях тела. Да, их уже не порют ремнем... но они сами с успехом справляются с нанесением себе глубоких кровавых шрамов (сказанное, конечно, не является пропагандой порки).

В принципе, наука уже где-то подходит к пониманию всего этого: раз, два. Томография, энцефалограммы. И это при том, что ситуацию физической боли в лаборатории воспроизвести очень легко, а вот душевной - крайне трудно (даже невозможно, собственно). Но тем не менее, даже такие приблизительные исследования уже показывают, что для нашего мозга особой разницы между физической болью, реальной смертельной опасностью - и страхом изоляции, душевной травмой, социальной отверженностью - на физиологическом уровне в общем-то нет. Да и откуда ей взяться, этой разнице? Мозг в процессе эволюции "научился" реагировать на отрицательные стимулы, и реагирует на них так, как умеет. Какими бы эти стимулы ни были в своем разнообразии.

Достижение ли то, что мы стали жить - последние лет шестьдесят - в "безопасном обществе"? Где смерть нестарого человека - редкое явление, бить людей в целом запрещено, предосудительно или является преступлением, существуют хорошие методы обезболивания? Ну да, наверное, все это достижения. Беда в том, что мозг об этом не знает. Если он не имеет старых добрых стимулов в виде голода и палки, он аналогично реагирует на обиды и социальную отверженность.
Отсюда явление тех же "безумных стрелков" - это обычно мальчики, которые пережили травлю в школе, в один прекрасный день такой юноша достает откуда-то ружье, выходит и расстреливает всех подряд (как недавно вьюнош в Мюнхене). Конечно, это социопаты - в том смысле, что не воспринимают внушенных социальных норм, причем одна из этих норм - "иерархия страданий". Для него этой иерархии реально нет: его годами мучили, травили в школе, и пусть эта травля была только "словами" - для нас, разделяющих социальные нормы, смерть, физическая боль и слова - это разные вещи. А для него - нет.  Он не видит ничего неэтичного в том, чтобы на нестерпимую душевную боль, которой его подвергали много лет, ответить выстрелами. Это для него симметричный ответ. Почему это всегда мальчики? Ну потому что девочкам социальные нормы вместе с нечеловеческой дозой душевной боли вдалбливают значительно сильнее и раньше (все эти "врежь ему" и "мальчишки всегда дерутся" в воспитании девочек отсутствуют, для девочек это табу). Более мягкая форма - это убеждение, что мужчине "можно" ответить на ругань женщины кулаками (а кто мешает ответить также словами? Тут начинаются байки о якобы невероятных скиллах женщин в "психологическом насилии" - что, конечно же, чушь; ругаться оба пола умеют одинаково хорошо).

Кстати, и в "небезопасном" мире душевные страдания зачастую считаются крайне серьезной вещью. Правда, смотря чьи. Обида, нанесенная дворянину, на законных или полузаконных основаниях могла повлечь смерть обидчика на дуэли. Даже кое-где кодекс чести прямо предписывал дворянину не терпеть обид. Кровная месть на протяжении поколений за несоизмеримо вроде бы малую обиду... Правда, обиды (да и физическая боль) женщин, детей и простолюдинов всегда считались пустяком. Но нельзя сказать, что в традиционном мире иерархия страданий всегда строго соблюдается, и "житейская мудрость" нынешних гуру о том, что страшна только смерть (своя или близких), а остальное пустяки находит какое-то подтверждение в истории.

То есть вот это "достижение цивилизации" - избавление людей от физических страданий и боли - на поверку выглядит, мягко говоря, неполным. Я, конечно, понимаю, что в результате общей деградации, отказа от социального прогреcса скоро и "безопасный мир" может закончиться, и мы опять вернемся в нормальное "природное" царство страдания, где все станет на свои места, и мы будем существовать в привычных нашим животным и человеческим предкам условиях голода и физических страданий. Но пока этого не произошло, и я говорю о реальности, которая нас окружает сейчас.

Другой вопрос: что делать с этим? Ведь, скажем, судебная, юридическая система создана именно с учетом иерархии страданий. За убийство положена одна, очень суровая статья, за нанесение побоев - совсем другая. И это правильно, потому что на самом деле все эти системы вовсе не рассчитаны на уменьшение страданий, на учет страданий, на "месть" за страдания. Эти системы учитывают не страдания, не реакцию мозга на раздражители, а реальный ущерб. Материальный и физический. Реально поврежденное имущество, нанесенную резаную или огнестрельную рану, перелом кости, сотрясение мозга, смерть. Все это можно измерить в днях нетрудоспособности, в размерах повреждения, в деньгах, затраченных на лечение и т.д. За конкретно нанесенный ущерб и наказывают. Нет ущерба, "просто" обида? Ну извините, разбирайтесь сами.
Большие траблы начинаются, когда юридическая система пытается включать в себя "наказания за обиды". Все эти "оскорбления чувств" , "разжигание ненависти" и прочие слова. Это может показаться прогрессом - но на самом деле здесь возникает огромная сложность и широчайшее поле для злоупотреблений. Хотя на самом деле то самое разжигание ненависти - даже худшее преступление (этически), чем убийство. Но как его определить? Как наказывать за него? Где провести границу и как не закошмарить всех вообще до того, что никто и рта не посмеет открыть ни на какую тему? Даже вот в блоге можно банить тех, кто ругается матом; хорошо, пусть мат- конкретный критерий. Но культурному человеку не нужен мат для того, чтобы оскорбить собеседника так, что тот будет помнить до конца своих дней. Можно совершенно нормальными фразами, цивилизованными выражениями загнать человека в тупик и депрессию. А наказывать не за что, критериев обиды вроде бы и нет.
Честно говоря, тупик существует даже в преступлениях сексуальных. Система наказаний за изнасилование была создана во времена "патриархата отцов", когда женщина обязательно являлась чьей-то собственностью (мужа, отца или рода, семьи), и изнасилование было "повреждением" этой собственности. При этом сами собственники распоряжались телом женщины как им угодно. Сегодня, когда тело женщины принадлежит ей самой, эта система уже не работает. Казалось бы, все просто - тем более, раз тело принадлежит самой женщине, нельзя на него посягать. Но и обязанность наказания насильника (заявление, предъявление доказательств) ложится только на саму женщину, а она уже и так травмирована, и зачастую это для нее непосильный груз. В результате изнасилование стало уже практически нормой, наказать за него, если нет отягчающих обстоятельств, порой вообще невозможно. Но где выход? Сажать людей без доказательств тоже ведь нельзя... Получается та же проблема, что и с наказанием за обиды, оскорбления и разные прочие действия без нанесения физического ущерба.

Натянуть эту юридическую систему на всю совокупность душевных проблем и обид - это все равно, что сову на глобус. Не работает эта система, трещит по швам и лопается. Отсюда же и все эти вопли о "вмешательстве в семейное воспитание" - действительно, система может предотвратить только случаи реального физического ущерба (даже не просто побоев, а именно физических травм) который наносится детям в семье, но не более того, в других случаях она может оказаться губительной и ужасной; как могут посторонние люди судить о том, хорошая это семья или плохая, травмированы в ней дети или нет? Это практически невозможно.

То есть когда-нибудь, когда будут решены более насущные проблемы вроде империалистических войн и эксплуатации, проблемы душевных страданий придется решать какими-то совсем другими методами. Воспитание, работа с коллективами, разработка групповой и индивидуальной психологии.
Но уж точно заявлять, что все эти ваши душевные страдания - "попоболь" - может привести только к тяжелым и разрушительным последствиям.
Tags: гуманитарное, гуру жития, про людей
Subscribe
promo 4 07:07, вчера 52
Buy for 20 tokens
Новые аэрбасы - как компьютерная игра. Изображение с хвоста транслируется прямо на монитор кресла спереди. Наблюдаешь, как гигантская туша разгоняется, взлетает, набирает высоту, неторопливо кренится для поворота, и древний пещерный человек где-то глубоко внутри меня не верит, что всё это реально.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments