blau_kraehe (blau_kraehe) wrote,
blau_kraehe
blau_kraehe

"Разные, но хорошие"

Многие считают, что нет никакой трагедии в том, чтобы делить людей на группы по неким биологическим признакам. Ну в самом деле, есть разница между людьми, она очевидна, можно выделить какие-то большие группы и искать дальнейшие различия между этими группами. Все академично, все пристойно. А вы что, против науки?

Вот самые простые примеры: мужчины/женщины, черная раса/белая раса, местные/мигранты. Между группой А и группой Б имеется очевидное, четкое различие (форма половых органов, цвет кожи, место рождения). Давайте поищем и другие биологические различия! Ну что плохого в том, если обнаружится, что женщины, например, более склонны от природы интересоваться живыми объектами, а мужчины - неживыми, скажем, техникой? Ничего плохого. Просто разница такая. Даже если окажется, что представители черной расы в среднем менее интеллектуальны (от природы, а не по социальным причинам), чем представители белой - ну что в этом ужасного? Почему вас это возмущает? Вы что, против науки?


Недавно я упоминала книгу Веркора "Люди или животные". Там интереснейший сюжет: в джунглях находят племя не то обезьян, не то уже людей, в общем, некое промежуточное звено, которое непонятно к чему отнести - то ли к дикарям, стоящим на низкой ступени развития, то ли к животным. У них есть примитивная речь и обработка орудий, но это же есть и у обезьян. Поначалу вопрос, люди это или животные, никого не волнует, но главный герой считает необходимым решить этот вопрос. Для этого ученый заключает брак с одной из этих полуобезьян, как с человеком, "туземкой", она рожает ребенка, и ученый этого ребенка убивает. Он сам подает на себя в суд. И всю книгу, долго-долго идет судебное заседание с привлечением самых разнообразных экспертов, наконец в джунгли отправляется экспедиция, чтобы решить, к какой из групп все же отнести найденное племя - люди это или животные. Хотя это спойлер, скажу все же, что суд в итоге решает, что ученый убил именно человеческого ребенка (но тем не менее, его оправдывают, так как на момент убийства принадлежность ребенка к человеческому роду не была установлена). То есть это племя относится к людям. Ученый счастлив, хэппи энд, ура.

Почему было настолько важно определить, люди это или животные? В конце концов, ну и жили бы спокойно со своим промежуточным статусом.
Дело в том, что открытие уже заинтересовало неких бизнесменов, которые решили приспособить племя для работы на производстве - для обезьян эти существа исключительно сообразительны, поэтому могут работать, как люди, но за кормежку и без каких-либо проблем вроде охраны труда, здоровья и социальных благ.
Ну в самом деле, никто же не будет протестовать против труда дрессированных животных?
Вот для того, чтобы избавить племя от этой рабской участи, главный герой и пошел на все эти сомнительные и опасные действия.

Возвращаясь к большим группам людей, можно заметить, что как бы ни определяли разницу между этими группами, в нашем классовом мире неизбежно, обязательно получится так, что одна из этих групп окажется дискриминированной. Мужчины "от природы" интересуются техникой? Чисто случайно технические специальности оплачиваются выше и обеспечивают более высокий уровень жизни, чем те профессии, которые связаны с людьми, животными и растениями. Впрочем, это феномен наших дней, раньше было иначе. Но раньше и не считалось, что мужчины "не интересуются живым", например, мужчины (и только они) активно интересовались скаковыми лошадьми. Только мужчины долгое время были врачами и биологами - следовательно, мужчин вполне себе интересует живая природа. Когда за это хорошо платят. А женщины "от природы" почему-то интересуются тем, за что платят поменьше или вообще не платят.

Из разницы в оплате следствия получаются прямо-таки сокрушительные, включая насилие над женщинами, проституцию и многое, многое другое. Сами отношения полов оказываются искажены и переполнены ненавистью и горечью.

Та же самая история происходит в любом случае, когда "наука" делит людей на некие искусственные группы по произвольному признаку. Самый одиозный пример - выделение семитов в Третьем Рейхе. Тоже ведь "научный подход". Споры о том, есть ли душа у негров и индейцев.
Разумеется, причина всего этого и основное деление в нашем мире - вовсе не биологическое, это классовое деление. Люди действительно подразделяются на эксплуатируемых и эксплуататоров. Чтобы этот факт не был заметен, эксплуататорам крайне выгодны различные подразделения людей - по нациям, полу, расе, религии, сексуальной ориентации (это последнее новшество), и так далее, и тому подобное. Принцип прост: разделяй и властвуй. Пока русские и украинцы ненавидят друг друга, они не тронут олигархов. Пока выискивают объекты травли вроде "заднеприводных" и настойчиво срутся с феминистками за то, что "ну все же знают, что мужчины и женщины такие разные" - никакой опасности для владельцев капиталов нет.
Выгодно это и в самом простом смысле: занижая оплату одной группе эксплуатируемых, можно держать в кулаке и другую группу, да еще натравливать эти группы друг на друга. Так, низкая зарплата женщин в Англии 19-го века приводила к массовой безработице среди мужчин, что описал Энгельс в "Положении рабочего класса в Англии".

Поэтому каждый раз, когда начинаются рассуждения о "различной психике мужчин и женщин". "биологических различиях рас" и прочих "научных данных", я напрягаюсь.
Потому что что бы ни говорили о различии психики и биологии мужчин и женщин (а говорят порой противоположные вещи!) - все равно все эти различия в итоге приведут к тому, что женщине от природы положено заниматься бесплатным трудом по уходу за семьей и детьми, а мужчине - зарабатывать деньги, распоряжаться ими и принимать взрослые решения. В том числе, и за женщин.
Потому что так у нас все устроено.

Разумеется, социал-демократия давно предложила вариант смягчения капитализма - запреты говорить о различиях разных групп, исследовать эти различия. Политкорректность и толерантность. Требование путем искусственных запретов и санкций относиться ко всем одинаково, независимо от пола, возраста, религии, расы, происхождения и т.д. Все люди. Все общечеловеки.
Именно пользуясь этим, герой Веркора добился того, чтобы его дикарей сочли людьми. Раз они относятся к группе "люди вообще", то не имеет значения их уровень развития, их речь, их интеллект - они люди, поэтому отношение к ним такое же, как к английскому денди. Их нельзя безнаказанно убивать, нельзя обращать в рабство.

Это вызывает негодование консерваторов. И даже нельзя сказать, что в этом негодовании нет рационального зерна: ведь люди-то действительно различаются! Действительно есть какие-то группы, заметные невооруженным глазом. Почему же запрещено об этом говорить? Это же ад, цензура, толерастия, ужас и нечеловеческий бред!

На это можно сказать: нет, дорогие консерваторы, ад - вовсе не это. Это не ад, это мелкие неудобства и моральные неприятности для вас. Ад - это противоположная концепция, когда различия между группами специально подчеркивают, когда одна группа принуждена носить на одежде специальный знак, ее представителей убивают и сжигают; другая группа - поголовно рабы, еще одна - объекты травли, и так далее. Вот это ад.
Но сказать, что социал-демократическое решение проблемы с политкорректностью и толерантностью значительно лучше - тоже нельзя. Например, потому, что это только временное решение проблемы. Рано или поздно кризис капитализма перехлестывает через край, капиталистам становится снова нужно разделить рабочих на "чистых и нечистых" и натравить одну группу на другую. "И вся соната начинается с начала"...

Если вообразить бесклассовое общество, стоящее на высокой ступени развития, там действительно изучение свойств различных биологических групп никому не принесет вреда.
Наоборот, может принести пользу. Гандикапы, которые имеются у различных групп, будут не поводом для дискриминации, наоборот, они будут компенсироваться и преодолеваться (например, для женщин будут создаваться условия, чтобы они могли произвести потомство, но при этом ничего не терять и не жертвовать социализацией, здоровьем и т.д.) То есть то, что вот мы все такие разные - это будет прикольно и интересно, но отнюдь не поводом для гнобления, дискриминации, социального давления. О своей нации, поле, расе каждый сможет говорить с гордостью или нейтрально, это будут всего лишь индивидуальные особенности, но не повод для стыда.
Просто потому, что там не будет тех, кто использует эту разность между нами в своих личных экономических интересах. Экономические интересы у всех будут общие, так же, как собственность.

И это будет настоящее, окончательное решение проблемы.

Tags: общество, социально-психологическое
Subscribe
promo blau_kraehe december 15, 2015 18:46 1
Buy for 10 tokens
можно за 10 жетонов
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 49 comments