blau_kraehe (blau_kraehe) wrote,
blau_kraehe
blau_kraehe

Дискуссия: ру и де.

Мне повезло хоть в чем-то - есть возможность постоянно сравнивать различные культуры, при этом две из них я знаю достаточно глубоко.
И вот, что мне пришло в голову - ведь дискуссии, которые постоянно ведутся у нас в ЖЖ, и например, даже в моем журнале, совершенно непредставимы в немецкоязычной среде. Нет, срутся в интернете много, с  наслаждением, не вопрос (хотя все же и не так много, как у нас, когда у того же colonelcassad на каждый пост - сотни и тысячи комментов). Но вот уровень этих дискуссий совсем другой. Как и уровень того, что можно вообще написать так, чтобы тебя поняли и проявили интерес.

Вот взять запись о Стругацких, по которой до сих пор идут дискуссии. Вот такое в немецкоязычной среде невозможно. Написать статью о писателе/произведении, которые известны всем, при этом конкретно о том, как на этого писателя повлияли эпоха, время, политика, и как в свою очередь этот писатель повлиял на эпоху? Невозможно. В какой-нибудь академической среде написать что-то подобное, скажем о Белле или Грассе - ну предположим, может и бывает. Но в интернете это не вызовет ни малейшего интереса, кроме "ну надо же, как аффтар умный, что-то там еще и читал".

В немецкой среде есть блогеры. Некоторых мы, к примеру, регулярно перепощиваем на свой сайт (скажем, такой sasha313). Но делая или читая это, я понимаю, что в русскоязычной среде такой блогер оставался бы где-то далеко за пределами топа-3000 от силы, был бы просто малоинтересен. А других нет. Высока в рунете и требовательность к тексту, к его удобочитаемости, грамотности, подкрепленности хоть какими-то фактами и ссылками. Вы думаете - низка? Хе, вы просто разницы не видели.
Иногда я что-то пишу на немецком, конечно, публикуется это только после корректуры. В общем-то я осознаю, что писать нужно больше. Позапрошлым летом я написала довольно проходную статью о России с марксистских позиций (в ЖЖ это был бы малозаметный пост с очевидными вещами) - вот недавно мы опять обнаружили, что эту  статью своровал какой-то незнакомый ресурс. До сих пор воруют! И она тогда сразу вызвала общий интерес и несколько ответных статей в разных изданиях. А здесь не вызвала бы никакого интереса. Похожая судьба и у других моих статей. Но на немецком писать сложно, и не собственно из-за языка - а потому, что я просто не вижу, не слышу читателей, гораздо хуже их понимаю. Вот именно не знаю, как и о чем написать, чтобы они поняли (марксизм у нас хоть какая-то общая база). Да и отклик не такой быстрый, как здесь.

Видимо, причины такой разницы - в тех вещах, о которых писал Кара-Мурза. Во-первых, общая российская склонность и способность к философствованию и рассуждениям - когда в пивной очереди (или скажем, в вагоне поезда, пресловутые вагонные споры) могут выдвинуть двадцать версий причин несовершенства мироздания или объяснений, почему вырыта канава на соседней улице. Во-вторых, общая - не мозаичная культура. Культура Европы давно уже мозаичная, если "классика" считается еще общей (но что значит - общей? Гете читали только некоторые - не все - гимназисты, а Гессе - вообще почти никто, хотя все что-то слышали; ну а Бетховен - это собака-сенбернар, как известно), то теперь "общими" являются исключительно голливудские фильмы и сериалы. И если в России их обсуждают опять же исходя из своей общей культуры - то в Германии просто нет материала, к которому эти фильмы и сериалы можно привязать, нет общей основы, на которой их можно обсуждать (на уровне выше обсуждения технических эффектов и "понравилось - не понравилось").
Между прочим, и по статье о Стругацких уже видно, что мозаичная культура начинает вытеснять общую. Вот уже приходят какие-то люди (осмелюсь предположить - молодые) и с гонором начинают вещать: да кто такие эти ваши Стругацкие? Примитив какой-то! Разве это настоящая сай-фай?! Не понимаем, чем вызван ажиотаж и такой интерес к таким пошлым произведениям глубиной два сантиметра!
И начинают приводить в пример каких-то "исключительно глубоких" авторов, которые известны двум-трем тысячам людей. То есть своему личному кружку эстетов и снобов. Причем таких кружков много, и в каждом "великими" и "глубокими" являются другие авторы.
А Стругацкие не "объективно" велики (и откуда здесь может взяться "объективная" оценка вообще?), а велики лишь тем, что интересны миллионам. И вот этого они не понимают.
Но пока живо наше поколение и даже поколение несколько младше нашего - жива и наша общая культура. А потом она станет мозаичной, и это неизбежно. И нам нечего станет обсуждать. Как уже нечего обсуждать людям в Германии.
Tags: Германия, РФ, интержизнь, культура
Subscribe
promo blau_kraehe december 15, 2015 18:46 1
Buy for 10 tokens
можно за 10 жетонов
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments