blau_kraehe (blau_kraehe) wrote,
blau_kraehe
blau_kraehe

Интересная мысль

Как, впрочем, у  anlazz   всегда:

Поэтому просто отмечу, что представители Запада (а указанный аспект относится не только к США, в определенной степени он касается всех развитых стран) – что «послевоенные», что современные – подразумевают под «апокалипсисом» идею завершения существования текущего мира. Именно в этом смысле он и показывается в бесконечном числе фантастических произведений, начиная с середины XX века – как «главный страх» западного человека самых разных социальных слоев. Точнее – как «главный страх» представителей западных правящих классов, оттранслированный на все остальное общество посредством мощной идеологической машины. Противопоставить этому «суперстраху» следует идею, которая выступает базисом мышления современного человека – идею о «конце времен», «завершении Истории».

Именно эту «бинарную пару» следует считать «метаидеей Запада», подобно тому, как антисоветизм выступает метаидеей современного «постсоветского мира». Т.е. основной целью представителя «развитых стран» является, как не удивительно,  банальное фаустовское «остановись мгновенье, ты прекрасно». Или, еще более упрощенно: «закуклиться, свернуть пространство и остановить время» - как писали Стругацкие. Смысл данной установки заключается в том, что мир достиг периода максимального совершенства, и изменять его – означает лишь двигаться к ухудшению. Причина возникновения данной «суперидеи» или метаидеи проста – капиталистический мир к середине XX века полностью исчерпал свой потенциал развития, и любое существенное улучшение ситуации значило то, что менять придется саму основу. Собственно, поэтому можно сказать, что вся «послевоенная эволюция» представляет собой результат ни чего иного, как внешнего воздействия, «тени СССР»
.

Cовершенно верно, что популярность постапов (и вообще катастроф - какая разница на самом деле, постъядерная ли это катастрофа или еще какая) вызвана именно представлением о нынешнем мире, как вершине совершенства и страхом его падения.
Но ведь не только фильмы(книги)-катастрофы, но и вообще почти вся американская фантастика продиктована теми же самыми представлениями: появление "темных лордов", злых императоров и даже плохих волшебников-тиранов - и успешная борьба с ними за восстановление статуса-кво - это тоже история, продиктованная теми же чувствами. Статус-кво - это главное.
И фильмы-катастрофы - тут тоже неважно, заканчиваются ли они победой сил добра и восстановлением статуса-кво (как в "Войне миров", например), или же действительно концом всего (2012) - то же самое. Статус-кво - главное, потерять его очень легко, и это экзистенциальный страх представителя "цивилизованного мира"; поэтому бесконечно проигрываются сценарии либо "да, мы все потеряем, но начнем с нуля и у нас опять будет какая-то надежда", либо "все будет ужасно, но простой американский парень. настоящий герой, окажется в нужном месте в нужное время и спасет нацию".

Я даже теряюсь - а есть ли в популярной западной фантастике вообще какие-то другие мотивы? Даже Доктор Кто - даже там нынешнее положение дел на планете считается идеалом, и герой занят его восстановлением и спасением от злых инопланетян. Голодные Игры - постап в чистом виде (была война, все стало очень плохо, пришел злой тиран, но народ восстал и снова стал строить примерно то же, что сейчас у нас - демократию).
Вот у немцев есть Эшбах, и он заметно другой. Но он, кстати, не так уж и популярен. А больше я что-то ничего и не припомню.

И да, вполне естественно, что российские креаклы полностью разделяют эту точку зрения и эти чувства. В действительности жизнь в Москве в последние 10 -15 лет лучше, и общий уровень ее выше, чем в пресловутом ЗМ: здесь высокий уровень потребления сочетается со сравнительными постсоветскими еще свободами, частичной доступностью бесплатных услуг (например, для детей), возможностью легко найти работу, иметь много свободного времени для поездок и т.д.; кроме того, доступностью высококультурного досуга, хороших книг, и достаточной образованностью широкого круга (постсоветских) людей.
Меня часто поражало, как эти люди не заметили апокалипсиса, который с нами произошел, и как они могут думать, что так вот, как у них сейчас - будет всегда. И что им именно такая жизнь "положена" (да еще и недовольны - они же безумно завидуют европейцам и американцам, если не по материальным причинам, так по политическим). Естественно, что соответствующую фантастику они воспринимают с восторгом.

В советской (и у опять же, нынешних малопопулярных продолжателей этой линии) фантастике ведущей являлась как раз идея несовершенства нынешнего мира и строительства мира нового, более совершенного. Многие указывают, что вот и Ефремов предполагал построение нового мира лишь после ядерной войны. Да, но у него не постап, не мир-катастрофа. Война лишь упоминается как наиболее вероятная возможность (и это так и есть - это наиболее вероятный сценарий революционной ситуации и дальнейшего перехода к социализму. Мрачно, но это правда). После ядерной войны строится коммунизм - несравненно более совершенное общество, чем наше.
К сожалению, сейчас, в связи с гегемонией правящего класса в информационной сфере, такие идеи не могут стать популярными.
Tags: будущее-плюс, информационная среда, мрачное будущее, фантастика
Subscribe
promo blau_kraehe december 15, 2015 18:46 1
Buy for 10 tokens
можно за 10 жетонов
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments